Рыбалка

18 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

1665. Ставка на плотву

Ставка на плотву

Для рыболовов начало весны – это не только весенние цветы и поздравления дорогих женщин, не только капель и яркое солнце, это еще и конец глухозимья, это совсем другое настроение на льду, ведь в любой момент можно попасть на весенний клев. Но когда рыболовы, поддавшись весеннему настроению, отправляются на рыбалку, то быстро убеждаются, что в первые мартовские недели весной на льду и не пахнет, более того, на большинстве водоемов стоит настоящее глухозимье. Неслучайно опытные рыболовы иногда грустно шутят по поводу клева: страшнее февраля только март.

   Для многих рыболов так и остается непонятно, почему для рыбы начало весны самый сложный период. Главная причина, безусловно, низкая концентрация в воде кислорода. Но надо понимать, что его стало меньше не потому, что им дышат рыбы. Если бы только это, то глухозимья не было бы вовсе. Основные потребители кислорода на водоемах – гниющие водоросли. Это особенно наглядно проявляется на небольших замкнутых прудах, сильно зарастающих летом. Там полное глухозимье наступает уже в середине января, и до обильного снеготаяния на таких водоемах ловить нечего и в прямом, и в переносном смысле.

 

   Даже на тех водоемах, где ситуация с кислородом лучше, клюет эпизодически, и уже по сопротивлению рыбы при вываживании видно, что ей очень плохо. Это проявляется даже, например, на известных Царицынских прудах в Москве, в которые впадает речка и где есть постоянный приток свежей воды. Но и здесь в начале весны рыбе очень некомфортно, что существенно сказывается на уловах. Если по первому льду плотвы здесь можно поймать довольно много, то сейчас, в начале марта, часто все ограничивается десятком рыбок, и это при использовании чисто спортивных снастей, в том числе лески диаметром 0,05 мм.

   В отношении кислорода, если не брать в расчет реки и каналы, ловля на которых требует отдельного разговора, относительно благополучная ситуация только на водохранилищах. Причин тому несколько. Во-первых, поскольку объем воды огромный, то и объем растворенного кислорода тоже большой. Во-вторых, глубины на водохранилищах обычно весьма значительные, поэтому водоросли растут только в относительно узкой прибрежной зоне. Стоит также отметить, что негативное воздействие гниющих водорослей именно весной в значительной мере минимизирует сам человек. Дело в том, что в марте, а нередко уже в конце февраля на большинстве водохранилищ происходит предпаводковый сброс воды. Обычно уровень падает на несколько метров, а это приводит к тому, что лед в береговой зоне просто ложится на дно и придавливает разлагающуюся растительность, почему контакт ее с основной массой воды резко уменьшается.

   Но не только гниющие водоросли «пожирают» кислород, то же самое, пусть и в меньшей степени, делает и обычный ил. Этот нюанс рыбаки обычно не учитывают. Между тем пониженное содержание кислорода в воде над илами в значительной степени влияет на месторасположение рыбы. Она ранней весной начинает тяготеть к участкам с твердым дном, прежде всего различным свалам, где ила практически не бывает. Исключение составляет, пожалуй, только подлещик, он будет продолжать ковыряться в иле, но это его образ жизни, здесь он находит себе пропитание.

 

Однако нехватка кислорода у самого дна, особенно чувствительная в начале весны, заставляет и его часто подниматься и стоять в метре-полутора, а иногда и двух выше илистого дна. В это время он, как правило, вяло реагирует на приманки.

   Если прикинуть, на клев какой рыбы можно рассчитывать в первой половине марта, то первой в этом ряду окажется плотва. Тут два основных обстоятельства: с конца февраля она начинает сбиваться в стаи и, второе, в это время плотва очень отзывчива на прикормку, и ее можно собрать под лункой в большом количестве.

 

   Так как плотва в начале весны держится над участками с твердым дном, то на любом водоеме придется искать или пологие свалы в русло, или песчаные и каменистые косы. Если на свалах часто лучшим местом для ловли плотвы является даже не сам свал, а прилегающая к нему часть полива, то лучшие точки на косах обычно находятся на их вершине.

При поиске подходящих мест самый надежный способ – простучать дно обычным глубомером с достаточно тяжелым грузом.

   Когда подходящий участок найден, то лунки обычно располагают так, что- бы они покрывали весь перспективный участок; на свале – от полива, включая и его часть, до основания русла, на косах – главное внимание вершине и склонам.

Как правило, самыми плотвиными оказываются глубины 3,5–5 метров. Однако в низовьях водохранилищ бывает, что плотва держится и на глубинах 7–8 метров и даже глубже.

 

   Единой схемы расположения лунок не существует. Обычно делают два-три ряда лунок поперек свала на расстоянии 6–8 метров друг от друга. Сокращать это расстояние, если нет каких-либо перспективных элементов рельефа дна, смысла нет. Плотва, как уже было сказано, хорошо отзывается на прикормку, и если лунки будут ближе, то она начнет кочевать от одной прикормленной точки к другой.

   Многие рыболовы прикармливают плотву сухими прикормками или обычными панировочными сухарями. Но они работают только там, где плотва привыкла к такому корму. Мотыль в качестве прикормки более надежен и эффективен. Для этих целей чаще всего используют лиманника, поскольку он дешевле, однако от него по возможности стоит отказаться. Он значительно хуже привлекает рыбу, чем «пресноводный» мотыль. Когда лиманник свежий, то еще работает, если же он полежал какое-то время, появляется своеобразный запах, который рыбе определенно не нравится.

 

   Часто можно слышать возражение, что кормить подмосковным мотылем, пусть и мелким, слишком дорого. На самом деле это не так, если выбрать правильную тактику прикармливания. Большое количество лунок, 15–20, закармливают только в самом начале ловли. Причем для этого можно использовать смесь из панировочных сухарей и мотыля. На полкило сухарей 150–200 г мотыля. Если месте ловли нет течения, а глубина не превышает 6–7 метров, то имеет смысл кормить с руки. Если чувствуется течение или глубина превышает 7 метров, стоит использовать маленькую кормушку (до 50 г) и открывать ее в метре от дна.

   После первоначального закорма лунки проверяют последовательно по кругу. Плотва может реагировать как на быструю игру, так и на медленную, а может только на стоячку, поэтому облавливать лунки приходится разными способами. Когда становится ясно, к каким лункам она подошла, начинаешь их раскармливать, постоянно подбрасывая мелкие порции прикормки. Нужно отметить, что при отсутствии течения, даже если глубина большая, кормушку стоит использовать только для стартового закорма, а докорм осуществлять рукой в лунку.

   Бывает, что плотва, как говорится, поклевывает, но активно не берет. В этом случае можно докармливать, постоянно бросая в воду по десятку мотылей. Обычно спортсмены подбрасывают такое количество мотыля, которое прилипает к мокрому пальцу, опущенному в мотыльницу. Точно так же поступают и при ловле уклейки.

 

   Многие рыболовы считают, что лучшей насадкой для плотвы является пучок мелкого мотыля или один крупный, надетый колечком. Такой вариант действительно нередко приносит успех, но при достаточно большой концентрации рыбы под лункой плотва часто начинает брать на пучок из крупных мотылей и игнорирует все остальное. Так было, например, на прошедшем чемпионате России в Курской области, то же самое нередко наблюдается и в Подмосковье, в частности на Истринском водохранилище под Ламишино, на свале в русло – известном многим плотвином месте.

В отношении снастей активная плотва не слишком привередлива, мормышка диаметром 3 мм вполне подходит и при ловле на глубине 2,5–3 метра. Однако часто размер мормышки приходится уменьшать не всвязи с малой глубиной ловли.

    Плотва, стоя у раскормленной лунки, обычно лучше всего берет на опускающуюся насадку. Идеальный вариант, когда мормышка с насадкой опускается с той же скоростью, что и прикормочный мотыль. Но если для увеличения скорости ловли поставить тяжелую мормышку, то

заставить ее медленно опускаться будет очень сложно, она будет «проскакивать» мимо рыбы. Мелкая же мормышка будет опускаться с нужной скоростью и уже самим этим своим поведением будет провоцировать плотву на поклевку.

 

Автор

Роман Бутузов  http://www.rybak-rybaka.ru/articles/95/19240/

Картина дня

наверх