Рыбалка

18 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

1414. Шуга пошла! - Первый лёд

Еще вчера на реке все было чисто. Светило солнце, летала мошкара, и ничто не предвещало шугу. Да и откуда ей было взяться? Подумаешь, всего минус три по ночам! Зато днем до плюс десяти. Но, видно, где-то в верховьях ударил мороз, и шугу принесло в виде напоминания, что все хорошее когда-то заканчивается. И, вероятно, скоро закончится рыбалка по открытой воде.

     Делать нечего, шуга – значит, шуга! Что я, в шугу не ловил, что ли? Ловил, да еще и не в такую! Первая шуга, как правило, рыхлая. Тем более образовалась она значительно выше того места, где я собирался рыбачить. Поля ледяной каши успели частично разрушиться, проплыв по реке определенный путь.

 

     Как образуется и всплывает на поверхность воды шуга, я наблюдал неоднократно. Первый раз это случилось лет десять назад. Мы с друзьями поехали рыбачить на приток Чикоя, речку под названием Блудная. Был конец октября, в городе стояла теплая погода с небольшим минусом по ночам. Путь до Блудной был неблизкий, около 350 км. Когда еще только подъезжали к реке, стало понятно, что нас ожидает. Боковые окна в машине затянула тонкая пленка инея. В лесу лежал снег, а по воде несло плотную шугу. Конечно же, мы слегка расстроились. Ехали рыбачить по открытой воде, а тут на тебе – шуга. Опыт ловли в таких условиях у нас был, и мы были готовы стойко перенести все трудности рыбалки по шуге. Правда, пожалели, что не взяли зимние удочки и хотя бы одну пешню. Заберег на реке уже стоял крепкий и довольно толстый. Это мы проверили при помощи туристского топорика по дороге к месту рыбалки. А вот как рождается шуга, наблюдали, когда переходили реку вброд. Впечатление было такое, что камни, лежащие на дне, обросли шапками зеленоватого кристаллического мха. Этот мох застилал буквально все дно. А когда мы наступали на «зеленое одеяло», мох отрывался от камней и всплывал на поверхность воды, превращаясь в знакомую ледяную кашу.

     Подойдя в этот раз к Ингоде, где собирался порыбачить, я понял, что шуга не местная, а принесенная с верховьев. Галька на дне реки была совершенно чистая. А выловленный рукой из воды кусок льда был рыхлым.

     Самое интересное, что за одну ночь, кроме шуги, еще и заберег успел намерзнуть. Да такой, что я ходил по нему без всякой опаски. Правда, к ледяной кромке близко не подходил. Необходимости такой не было, да и купаться как-то не хотелось, все-таки ноябрь уже!

     В то же время делать забросы с берега, перебрасывая оснастку через все ледовое плато, было не совсем удобно. Подавать обманку нужно было так, чтобы она легла примерно в метре от кромки льда. Струя, прижавшись ко льду, затихала, далее она шла ровным потоком с небольшой скоростью, как раз вдоль всего заберега. Зная, что хариус любит держаться у самой кромки льда, я рассчитал бросок таким образом, чтобы обманка проходила как можно ближе к ледяному полю. Но такой снайперский заброс был возможен только с ледяного заберега.

     Пришлось соблюсти меры безопасности. Я бросил на лед довольно большой камень, он отскочил от него, прокатился и нырнул с обреза в воду. Для подстраховки сходил к машине за топориком, аккуратно вышел на лед и пробил в нем дыру. Лед был толщиной пять сантиметров. Не толстый, конечно, но аккуратно передвигаться можно. Да и глубина здесь была чуть больше полуметра.

 

     Рыба в ноябре обычно клюет с обеда, когда солнце чуть прогреет воздух, а шуга исчезнет. Хариус тогда выходит из-под заберегов на открытую воду и начинает активно кормиться. В этом сезоне на Ингоде рыба предпочитала обманки зеленых и желтых оттенков. При поклевке засеченная рыба всегда стремится уйти под заберег. Задача рыбака не давать слабины снасти и всегда держать леску, что называется, внатяг. Часто ленку или хариусу все же удается завести снасть под лед. После такого маневра два исхода: леска перетирается о лед и обрывается или рыба попросту сходит с крючка. Без сомнений, первый момент гораздо неприятнее второго, ибо приходится перевязывать всю оснастку. И хорошо еще, если поплавок остается при снасти – они у меня все из бальзы, да к тому же ручной работы. Жалко, одним словом.

     Первая шуга, хоть она была и рыхлой, все же мешала рыбалке. Если поклевки были аккуратными, поплавок, зажатый между льдинками, не сигнализировал о подходе рыбы. Конечно, когда хариус атаковал уверенно, красный шарик наплава скрывался под водой, вернее под шугой. Но топила рыба его на весь корпус нечасто. Вероятно, сопротивление льдинок при захвате и потяжке приманки настораживали хариуса, и он бросал обманку. В таких условиях лучше подсекать при малейшем колебании поплавка. И это приносило свои результаты: рыба не успевала выплюнуть приманку и в результате оказывалась на льду.

     Во второй половине дня река полностью очистилась от шуги и позволила в полной мере насладиться, наверное, уже последней рыбалкой по открытой воде. Все-таки рыбалка с заберега имеет некий предзимний оттенок. Ловлю-то я уже со льда, правда, пока на летнюю удочку. Но это пока! Еще каких-нибудь три-четыре дня, и забайкальские рыбаки будут опробовать первый лед.

 http://www.rybak-rybaka.ru/articles/94/20035/

Сергей Миртов, Чита

 

Картина дня

наверх