Рыбалка

18 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

1595. Оттепель на Селигере

Оттепель на Селигере

29.01.2014  Я стою на берегу Кравотынского плеса и смотрю на лед. Он черный, почти прозрачный, поверху вода, ветерок гонит мелкую рябь. По моему зимнему рыболовному костюму стучит дождь. Наконец-то я на Селигере! Из-за долгой оттепели мы уже дважды переносили эту поездку. И как только синоптики пообещали мороз, сорвались в дорогу. Но Гидрометцентр опять ошибся.

 

     Вообще-то ничего страшного в оттепели не было. Если лед встал и человека худо-бедно держит, то ловить можно. Не ту, так другую рыбу – выбор на Селигере большой. Впрочем, ловят, как правило, леща и окуня, иногда щуку. До всего остального просто не доходят руки. Но в этот раз погода внесла свои коррективы. В тех местах, где обычно ловят леща, лед был слишком тонким, и до обещанных морозов мы решили заняться ловлей щуки. Ее здесь много, и вырастает она до вполне достойных размеров. Пару лет назад мои друзья за день поймали двух по 8 кг каждая.

     Однако и при обилии щуки наловить ее не так-то просто. В этот раз сразу по приезде мы познакомились с компанией подмосковных рыболовов, которые приехали специально ловить щуку на жерлицы. Они пожаловались, что поклевок масса, но почти все холостые. По их словам, доходило до того, что на 20 загаров приходилась всего одна пойманная щука. Что делает с живцом местная щука, непонятно, сетовали они. Хищница его срывает, а попадаться не хочет. Ребята и окуня ставили – все равно срывает, да и поклевок меньше. Нас это немного удивило, раньше мы с таким не сталкивались. Впрочем, на жерлицы мы по большей части ловили в Подмосковье, а на Селигере обычно занимались лещом или окунем.

     Жерлицы у нас были готовы, оставалось только запастись живцом. Щука здесь неприхотливая и может схватить что угодно, того же окуня, но все же лучше всего работает плотва.

    Плотвы на селигерских плесах очень много, но найти ее зимой сложнее, чем летом. Зимой у травы ее мало, одна-две с лунки, но это же не ловля! У рыбаков, приезжающих сюда зимой ловить щуку на жерлицы, с живцом бывают проблемы, и некоторые везут с собой карасей, что здорово веселит местных рыболовов. На Селигер со своим живцом – это похлеще, чем в Тулу со своим самоваром.

     Конечно, если приезжаешь в одно и то же место постоянно, то многие вопросы отпадают. Дело в том, что жители любой деревни, стоящей на берегу озера, зимой ставят поставушки – стационарные жерлицы. Расставляют их по первому льду, и они исправно работают всю зиму. Не могу сказать, что они приносят массу рыбы, но без щук здесь никто не остается. Разрешено ставить по десять поставушек на человека – этого вполне достаточно. Ставят, конечно, и больше. И тогда особенно остро встает вопрос с живцом: чем больше поставушек, тем больше нужно плотвы, а она рыба капризная. Но решается все просто: около каждой деревни есть места, где ее всю зиму приваживают и где она постоянно держится. Иногда плотва уходит из перекормленных мест, тогда ее находят и снова приваживают. Плотва меняет места в основном из-за того, что прикармливают хлебом или кашей. Кормят все, и в конце концов несъеденная каша начинает на дне закисать.

     С мест, где прикармливают плотву, никого не гоняют, но чужим о них особо не рассказывают; знаешь где – лови, нет – ищи рыбу сам. Нам знакомые рыбаки подсказали место, так что искать не пришлось.

     Хотя плотву прикармливали в основном хлебом, лучше всего она собиралась на распаренный рыбный комбикорм с добавлением мелкого мотыля. На раскормленных лунках поклевки шли практически на каждом опускании мормышки. На игру чаще попадалась мелкая плотва, крупная по большей части брала на стоячку, хотя в Подмосковье чаще бывает наоборот.

      Наловив хороший запас плотвы, мы отправились ставить жерлицы. По первому льду щука держится в основном недалеко от травы, потом отходит дальше от берега. Поскольку снега на льду не было и шел дождь, хоть и был уже январь, мы решили считать, что все еще перволедье, и расставили жерлицы в один ряд метрах в двадцати от края травы.

     Жерлицы у меня были оснащены по классическому московскому варианту: 30-сантиметровый флюорокарбоновый поводок диаметром 0,38 мм и жерличный двойник с крючками разного размера – маленький вводится под спинной плавник живца, большой при этом прижимается к телу рыбки. Увидев такой монтаж, наш старый приятель Андрей, местный рыбак, только покачал головой. Во-первых, сказал, если цеплять плотву под спинку, она быстро уснет, во-вторых, щука если и схватит, то легко сорвет живца, а в-третьих, если и зацепится, то легко перекусит такой поводок. На свои жерлицы, оснащенные именно «по-московски», я ловил щук не раз, поэтому

спорить не стал, да и что-либо переделывать было некогда.

рыбалка на селигере

     Народу на Селигер после новогодних праздников приезжает мало, на льду бывают только местные рыбаки, у которых не принято трогать чужие снасти, так что жерлицы мы со спокойной душой оставили на ночь. Утром выяснилось, что Андрей был прав: на наших 15 жерлицах было 8 загаров, но поймать удалось только одного щуренка, который вцепился в плотву, даже не заглотив крючок. Его, конечно, сразу же отпустили. На двух снастях были срезы, на остальных сработавших живца или не было вообще, или он был измусоленный, часто без чешуи. «Если без чешуи, то это проделки окуня, он здесь бывает до килограмма, но на жерлицы попадается крайне редко, – объяснил Андрей. – Если хочешь ловить щуку, меняй оснастку». Пришлось согласиться.

     Оснастка здешней поставушки на первый взгляд кажется грубой и неэффективной. Вместо лески капроновый шнур, намотанный на кусок толстой резиновой трубы, которая при установке опускается в воду. На конце шнура скользящее грузило и застежка, иногда с вертлюжком, иногда без; дальше металлический поводок, скрученный из тонкой нержавейки. На одном конце петелька, на другом – большой карповый одинарник. Живца в прямом смысле надевают на проволочный поводок: вводят свободный конец с петелькой в рот и выводят из анального отверстия. Затем живца сдвигают по поводку, так чтобы крючок оказался в его пасти, а петельку пристегивают через застежку к шнуру.

     Вроде все просто, но хитрость в том, чтобы правильно ввести поводок. У местных живец после этой процедуры живет три-четыре дня. Главное достоинство этого способа в том, что сорвать живца просто невозможно.

     В большинстве случаев, если хотят поймать щуку, то живца опускают на метр ниже нижней кромки льда, если налима, то или опускают на дно, или пускают чуть выше, максимум в метре от дна. В Подмосковье, да и не только, живца всегда пускают у дна, но на Селигере, когда ловят щуку, это делают редко. Позже мы попробовали и так и так – у льда поклевок было много больше.

     На второй день мы сняли с наших жерлиц трех полновесных щук, и было еще три загара. Все живцы на нетронутых жерлицах были живы.

     В обед повалил снег, и похолодало, ночью температура упала до –12. На Селигер вернулась зима. Это, конечно, нас порадовало, но возникли и проблемы. Жерлицы, установленные на мокром льду, за ночь примерзли, и пришлось их буквально вырубать пешней. Удивительно, но за ночь не было ни одной поклевки и ни один живец не был поврежден. Видимо, из-за резкой смены погоды у щуки пропал аппетит.

     Сильный мороз осложнил ловлю: лунки промерзали за несколько часов, а так как снега на льду было очень мало, утеплить жерлицы было нечем. Помучившись, мы сняли наши жерлицы и на их места поставили поставушки, которые нам выдали наши друзья. Вроде все то же самое, но они работали в любой мороз, поскольку вся снасть находится подо льдом.

     Поставушки исправно добывали нам щук, но лед на морозе начал быстро расти, и вскоре мы перешли на ловлю леща.

Но это уже другая история.

Автор  Николай Чевтайкин  http://www.rybak-rybaka.ru/articles/94/20416/

Картина дня

наверх