Рыбалка

18 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

2012. Если в прошлом году первых судачков в моем любимом Шурузяке я ловил уже в начале марта

Гонцы весны

15.05.2014

Есть разные признаки прихода весны: первая проталина, первая травинка, первый цветок, но для наших спиннингистов настоящая весна начинается, когда в небольших речках и каналах появляется судак. Как бы ни пригрева­ло азиатское солнце в конце февраля, как бы ни радовало внезапное мар­товское потепление, стопроцентную уверенность, что вернулось устойчивое тепло, дает только первая поимка клыкастого хищника.

Многие рыбные канальчики в наших краях зимой пустеют, так как практиче­ски все их подводные обитатели уходят в большие водоемы. Однако с весенним потеплением они начинают возвращать­ся. Первыми всегда появляются стайки шемаек. Иногда их можно обнаружить в местах постоянной «прописки» уже в се­редине февраля. Сразу же за ними идет жерех. В начале марта на пучок червей может попасться и соменок. И только су­дак появляется в малых водоемах лишь после того, как постоит теплая погода и вода заметно прогреется.

 

В этом сезоне, правда, он возвращал­ся в каналы и речки позже обычного. Если в прошлом году первых судачков в моем любимом Шурузяке я ловил уже в начале марта, то нынче уже пол-апреля прошло, а я и сам ничего не поймал, и не слышал о поимке клыкастых от своих коллег. Мож­но, конечно, ждать тепла, а можно, образ­но говоря, пойти навстречу судаку и по­пытаться поймать его в наиболее быстро прогреваемых водоемах, где он появляет­ся раньше всего.

На такую узконаправленную рыбал­ку я и решил отправиться. Выехал в пол­ной темноте самой первой электричкой, так как собирался поискать весеннего су­дака сразу в трех совершенно непохожих друг на друга водоемах: в пойменном сырдарьинском озере, в самой Сырдарье и в небольшом соленом канале-сбросе, в который судак тоже заходит.

Первый водоем – озеро. Я ловлю на нем уже лет двадцать, и оно меня радова­ло тем, что весной прозрачнейшая озер­ная вода быстро прогревается и судак начинает попадаться там раньше, чем где-либо еще. До озера от электрички идти минут сорок. Чтобы немного сэко­номить время, пошел по тропинке через поле, где уже поднялась молодая пшени­ца. И сразу же пожалел, так как уже че­рез десять минут ходьбы я чуть ли не по пояс промок в холоднющей росе. Встре­тившийся пастух на узбекском преду­предил, что дороги к озеру нет и даль­ше идти не нужно. Я решил, что ему не нравится моя ходьба по полю, и пообе­щал идти только по руслу сухого арыка, но вскоре понял, что пастух имел в виду: метрах в тридцати от озера дорогу мне перегородил недавно вырытый вдоль бе­рега канал, в котором весело журчала во­да. Это мелиоративное сооружение чем- то напоминало ров у крепостной стены, и вскоре выяснилось, что оно выполняет именно защитные функции. В месте, где ров можно было все-таки перейти, начи­налась ограда из колючей проволоки и красовался плакат, гласящий, что отны­не мое любимое озеро – частное владе­ние, и ловить в нем рыбу можно только за приличные деньги.

 

Хотелось рвать, метать и нецензурно ругаться, но делу это вряд ли бы помогло. Поэтому, посмотрев на круги от плюха­ющихся в озере рыбин и ничего не отве­тив призывно машущему рукой сторожу этого теперь уже платника, я направился на Сырдарью, которая была неподалеку. Первое место – хорошая ямка близ охран­ной зоны железнодорожного моста. К ям­ке примыкает небольшой мелководный заливчик, где часто держится всякая ры­бья мелочь, а на выходе из заливчика ее поджидают судачки и жерешата. И вода вроде прозрачная, и в заливчике мелочь плещется, а вот сырдарьинские хищники куда-то подевались: ни одного удара за целый час активной ловли.

 

Перешел на плотину, почти полно­стью затопленную прибылой водой. В бы­лые времена прямо под плотиной по вес­не неплохо ловились судачки, но в этот раз и там ничего не поймал. Правда, вда­леке, где буруны скатывающейся с пло­тины воды затихают, время от времени можно было наблюдать всплески круп­ных рыбин, но, по всей видимости, это были движущиеся на нерест толстоло­бики. Ничего не поймал и в устье впада­ющего в Сырдарью довольно большого арыка, где в теплое время года судачки, жерехи, некрупные усачи и даже сомята обычно держатся чуть ли не постоянно. В общем, холодная вода пока никак не спо­собствовала судачьему аппетиту.

В не самом лучшем располо­жении духа направился на полу­станок, откуда подошедшая вско­ре электричка перевезла меня на левый берег Сырдарьи. Но цель моя не сама река, а протекаю­щий вдоль ее берега канал. Вода в канале всегда прозрачная, она обычно намного теплее сырда­рьинской, а быстрое течение нра­вится живущим там хищникам. К каналу подошел уже почти в пол­день – и снова разочарование. Во­да была непривычно мутной. Она недавно спала, и обнажившая­ся прибрежная полоса шириной несколько метров была покрыта слоем полужидкой грязи. Признаки ры­бьей жизни отсутствовали. Жарковато, ноги гудят – пройдено уже километров десять. Сапоги застревают в вязкой при­брежной глине… Но этот канал – послед­ний водоемом, который давал мне шанс хоть на какой-нибудь улов.

     Начинаю забросы вдоль небольших прибрежных затишков, где обычно дер­жится зашедший в канал судак. Течение здесь замедляется, часто растут большие кусты водорослей, за которыми и прячет­ся клыкастый. При такой прибрежной ловле я обычно использую недорогой, но очень хороший воблерок CrankMinnow 50 от A-Elite. Он небольшой, как раз по местному судачку, заглубляется быстро и довольно глубоко, игра у него напряжен­ная и по ощущениям в руку напомина­ет игру раттлина. Не знаю, как в других местах, но в наших небольших водоемах судаку нравится именно такая игра при­манки. Вести воблер нужно на самой ма­лой скорости, на грани сбоя игры, а что­бы приманка быстрее достигала дна и не всплывала, я меняю штатные крючки на более крупные, которые, как ни странно, игру этого «жизнерадостного» воблерка вовсе не ухудшают.

     Одна проводка, вторая, третья… де­сятая – водоем молчит. Чувствую, что уже начинаю терять интерес к ловле, забросы делаю бездумно, как заводной механизм. И вдруг, когда приманка находилась все­го в полуметре от берега, рука ощути­ла знакомую тяжесть на конце удилища, что-то вроде легкого зацепа. Взявший су­дачок успел сделать несколько бодрых по­тяжек. Не особо церемонясь, вытащил его на песчано-глинистый берег и сделал фо­то: добыча не ахти какая, граммов четы­реста всего, но особо ценная – первый су­дак в сезоне!

Сердце застучало чаще, птички в при­брежных кустах запели громче, а в душе заиграл небольшой оркестрик – появи­лась надежда на настоящий улов! Теперь забросы стал делать более точно, провод­ку выполнять более тщательно, что назы­вается, с душой, а безжизненная до этого вода вроде как ожила.

 

     Рядом с прибрежной травой время от времени раздавались негромкие, но чет­кие «бульки» – явный признак судачьей охоты. Пару раз удалось провести вобле­рок в таком ме­сте – и поймать еще двух судач­ков примерно такого же раз­мера, что и пер­вый. Теперь со­мнения полно­стью исчезли: сырдарьинский судачок в ка­нал уже зашел, а значит, впере­ди нас ожидает увлекательная спиннинговая охота за этим хищником. Особо крупного судака в ка­нале не бывает, рыбины попадаются до килограмма. Но ближе к осени случаются поимки и двухкилограммовых красавцев.


Продолжая ловить, отправился вниз по каналу, где появились более широкие и быстрые перекаты. Бывает, что ближе к лету там тоже держится судак, но только на вечерних и утренних зорях, когда охо­тится за мелкой шемайкой. Но в этот ве­сенний день судака я там не поймал, за­то поймал еще парочку небольших жере­шат.

     По-хорошему, чтобы окончательно убедиться, что судак уже обжился в кана­ле, следовало бы еще половить хищника в надвигающихся сумерках, но, к сожале­нию, пришло время возвращаться.

Предзакатное солнце пекло почти по-летнему. Ноги гудели – пройдено-то за день немало, но, чтобы не опоздать на электричку, пришлось чуть ли не рысцой бежать. Однако настроение все равно бы­ло отличным: судаковый сезон открыт!

 

Автор

Иван Бедрицкий, Ташкент, Узбекистан  http://www.rybak-rybaka.ru/articles/94/20865/

 

 

 

Картина дня

наверх