Мастер
25.04.2014
КТО ВЫ, ГОСПОДИН MEGOFF?
Как-то на одном из американских рыболовных сайтов мое внимание привлекла фотография очень красивой нахлыстовой катушки. Марка Megoff была мне совершенно незнакома, и захотелось выяснить, что за фирма производит такие великолепные катушки. Не будучи большим спецом по нахлыстовым катушкам, я тем не менее предполагал, что фирма эта английская или американская. Однако небольшое интернет-расследование показало, что я ошибался. Оказалось, что катушки эти делает никакая не фирма, а человек по имени Александр Каплун, и что живет он не в Англии и не в Америке, а на Украине, в Харькове.
Александр любезно согласился рассказать читателям «РР» о своих замечательных катушках.
Алексей Цессарский
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
АЦ – Александр, скажу честно, когда я увидел в интернете ваши катушки, мне и в голову не пришло, что подобные вещи могут делать где-то на постсоветском пространстве. Когда видишь такую точность подгонки деталей, качество обработки поверхностей – вообще технологическую культуру такого уровня, возникает представление, что их делают на каком-то космическом заводе с компьютерным оборудованием, а в памяти всплывают названия вроде Orvis или Hardy. А на самом деле в каких условиях все это производится?
АК – На самом деле у меня есть мастерская небольшая, в которой довольно-таки старенькие универсальные станки. Плюс есть несколько мест по Харькову, где имеется более свежее оборудование – на частных предприятиях или на бывших предприятиях советской оборонки, которых у нас еще достаточно. Некоторые вещи я там заказываю. А стандартные детали – подшипники, обгонные муфты, крепеж – я в основном покупаю на Западе, в США, в Японии, в Гонконге иногда. Там это поставлено на поток, на серию, и качество можно найти достаточно хорошее. Нет смысла все это изготавливать здесь, потому что это требует довольно специфического оборудования.
АЦ – Расскажите, с чего все началось, как вы к этому пришли.
АК – Началось с рыбалки, точнее, с нахлыста. Я начал заниматься нахлыстом, наверное, в числе самых первых в Союзе. Еще в то время, когда переписывались со Стикутсом, с Боксером по обычной почте. Потом, уже ближе к концу 90-х годов, мы начали собираться в Москве, общаться друг с другом, потом появился интернет. Мы собирались у Саши Васильева на квартире в Москве. Шишкин Миша, царство ему небесное, Тяпкин Игорь, тот же Боксер и еще несколько ребят. Мы друг друга знали в лицо, там было действительно 10–15 человек. А тогда ведь, в те времена, со снастями было довольно сложно. Поэтому приходилось многие вещи делать самим. Те же удилища, те же шнуры, те же катушки. А поскольку я по профессии инженер, это мне как бы ближе было, вся эта механика. И в один прекрасный день я решил: сделаю себе нахлыстовую катушку. Где- то посмотрел, где-то своим умом понял, что мне нужно, и сделал свою первую катушку.
Ребята увидели мои и говорят: «А чего ты, попробуй их делать и кому-то продавать». Ну, я как-то скептически сначала к этому отнесся. С другой стороны, я уже тогда жил в Харькове, работал в авиаинституте. Времена были тяжелые, приходилось работать еще на трех-четырех работах. А тут возможность некоторого приработка. В общем, решил попробовать. Занял у кого-то денег каких-то, сделали четыре или пять катушек и начали искать покупателей. Интернет был еще в зачаточном состоянии. Мы через какие-то поисковые системы стали просто всем людям, которые откликались на нахлыстовые дела, предлагать эти катушки. И я был совершенно поражен, когда нашелся, если не ошибаюсь, американец, который купил катушку аж за 120 долларов. Это по тем-то временам! Вот так как-то оно выстрелило.
Потом, где-то начиная с 2000 года, у нас стало появляться много недорогих катушек, которые производились в Китае, в Корее или еще где-то. Я быстро понял, что без каких-то мощных инвестиций конкурировать в этой нише не получится. И решил уйти в область custom- катушек. Я делаю в основном титановые катушки под предварительные заказы и достаточно дорого. Людей, которые работают с титановыми катушками, их всего три или четыре в мире, я их знаю прекрасно. Вот стараюсь держаться в этом сегменте.
АЦ – Это примерно какой порядок цен?
АК – У меня катушки, скажем форелевые, самые дешевые, стоят от 800–900 долларов, а если это лососевые катушки, то где-то до 1600. Вот так. Бывают специальные заказы. Я где-то с конца 90-х годов освоил более-менее трехмерное CAD- программирование. Там есть средства визуализации, и это очень помогает разговаривать с людьми. Они не всегда в состоянии объяснить, чего они хотят, поскольку люди не все технические. Я выслушиваю их пожелания, потом проектирую, делаю 3D-картинки, посылаю, они смотрят, соглашаются. Или не соглашаются. Приходится разговаривать с каждым конкретным заказчиком, вникать во все детали. Процесс не быстрый.
АЦ – Ну да, работа штучная. Но без собственного опыта нахлыстовой ловли это было бы, наверное, невозможно?
АК – Нет, конечно! Я ведь сам тоже ловлю. Может быть, не так интенсивно, как многие ребята сейчас в России, которые с того же Кольского не вылезают сезонами. Но, по крайней мере, я всю эту рыбалку знаю не понаслышке.
АЦ – А почему именно нахлыст? Как получилось, что именно в нахлыст вы пришли? Мог быть спиннинг, что угодно.
АК – Я с детства рыбалкой занимаюсь, с четырех-пяти лет, и нахлыст для меня, пожалуй, один из первых видов рыбалки, который я освоил, наряду с поплавочной удочкой. Потому что на Донце, на Дону у нас это был вполне обычный вид рыбалки. Но только не классический английский нахлыст, а как вот у нас: садишься в лодку долбленую, на каюк или плоскодонку, с собой удилище, шнур, связанный из лесок разной толщины, и бутылка с кузнечиками. Плывешь вдоль берега и ловишь голавля. Его было тогда много, он был крупный. Для меня это самый обычный вид рыбалки был. Потом, в конце 80-х, как-то так получилось, что я начал заниматься спиннингом. Жерешатником был, ездил за жерехом. А потом случайно на Птичьем рынке вижу, кто-то продает нахлыстовое удилище немецкое. Из стекла, причем не из пустотелого, а еще из цельного. И вдруг меня это подтолкнуло. А тут еще появились статьи того же Стикутса, потом статьи Боксера, Толоконникова, еще в старом журнале «Рыболов». И еще же не забывайте, что у нас в Западной Украине, поскольку она не так давно была составной частью Польши или Австро-Венгрии, нахлыст практиковался и был известен тоже очень давно.
АЦ – Именно нахлыст настоящий, английский?
АК – Вот именно классический английский нахлыст. В старых журналах «Рыболовство и Рыбоводство» печатался такой автор – Владимир Чесноков. Он сам из Черновцов. Я с этим человеком был знаком, он, к сожалению, полтора-два года назад умер. Он, пожалуй, один из первых вообще авторов, которые в советской литературе начали писать о нахлысте. Так вот его учил человек, который сам, в свою очередь, научился еще во времена Австро- Венгрии у кого-то там из австрийских или польских графьев, панов и так далее.
ИСТОРИЯ С ФИЛОСОФИЕЙ
АЦ – У меня про катушки такой вопрос. Насколько для вас важную роль играет знание истории этого дела?
АК – Колоссальную роль играет. Когда я только начал этим заниматься, я подходил к этому делу достаточно по-советски. У нас же школа инженерная какая? Я мало обращал внимание на эстетику, а больше думал о функциональности. То есть я поставил себе задачу: изделие должно выполнять вот эти, вот эти и вот эти функции. В соответствии с этими функциями составляю себе техническое задание и начинаю делать эту вещь. А дальше я сталкиваюсь с заказчиками в разных странах. По географии заказов, наверное, я уже перекрыл весь мир, честное слово. У меня были заказы даже из ЮАР, из Аргентины, еще откуда-то. Основная масса, конечно, это Англия, Скандинавия и Америка. И тут я столкнулся с тем, что, вообще говоря, у этих людей есть еще взгляд на эстетическую сторону этого дела и есть свои требования. Например, ты делаешь катушку и думаешь себе: это оружие, оно не должно блестеть, не должно быть громким, никаких звуков, ничего. Я это все воспроизвожу. Потом американец один мне пишет буквально так: «Саша, во-первых, у нас любят, чтобы были трещотки». Я так, опешивши, говорю: «Зачем? Вы же там рыбу распугиваете». – «Все мои друзья должны знать на два километра вокруг, что я на рыбалке. Катушка должна издавать сексуальный треск». Дальше он говорит: «Вот почему она у тебя матовая?» Я говорю: «Ну как, чтобы в глаза не отсвечивало, не слепило». Он: «Ты посмотри на наши машины: хром, сталь и прочее. Ты помнишь нашего генерала Паттона? Помнишь его хромированный револьвер с перламутровыми накладками? У нас нация сорок. Мы любим все блестящее».
И я начинаю понимать, что катушка на самом деле не только техническая вещь, а изделие, которое несет какие-то еще другие смысловые нагрузки. Я начинаю собирать архив, я начинаю понимать, откуда у них растут ноги. Катушки Юлиуса, Эдварда Вом Хоффа и так далее. В последнее время я довольно сильно погрузился в эстетику и происхождение английской классики. Я начинаю понимать – думаю, что начинаю понимать, – эту эстетику, которая идет от «Харди и Грейс», от старых мастеров еще XIX века. Она очень лаконичная, очень сдержанная, но очень стильная. Понимание этого приходит не сразу. Мне в этом помогло общение, начиная примерно с 2000 года, с моим товарищем-голландцем, Линном Хьюсманом. Он тоже такой же как бы кустарь, как я. Он 25 лет делает бамбуковые удилища и катушки титановые. И он ненавязчиво мне показывал некоторые вещи, давал некоторые советы, и это тоже дало понимание, что в этом деле не только функциональность важна – важна еще эстетика в зависимости от того, на каком рынке ты работаешь и на какого покупателя это рассчитано.
Потом, в 2005 году, приезжали сюда в Харьков ребята из фирмы «Харди и Грейс». Им понравился дизайн моих форелевых катушек, и они заказали мне разработать дизайн катушек «Харди Марксман». И у них эта катушка пошла. Они, по-моему, четыре или пять лет серийно производили эту модель. Сейчас она продается только в Штатах.
АЦ – Ну это по высшему разряду признание!
АК – Ну да, да. Я в какой-то момент позиционировался еще и как разработчик. Работал в этом плане с ребятами из KolaSalmon. У них есть катушка моей разработки – KolaTrout Megoff, как-то она так называется. Работал и со шведами, с фирмой «Имаго». Разработал образцы и документацию, и с помощью моих друзей, у которых здесь в Харькове небольшая механическая фабрика, сделали им партию – порядка трехсот катушек. Сейчас я вот уже больше года работаю с новозеландцами. Разработал для них катушку, но пока они еще решают вопрос, где ее производить. То есть такое вот направление деятельности тоже есть.
АЦ – А откуда взялся бренд Megoff, что он означает?
АК – Это аббревиатура. Она на самом деле довольно простая: Mechanical Engineering Of Fly Fishing.
АЦ – Есть еще кто-нибудь на Украине, вообще на постсоветском пространстве, кто, как вы, делает катушки?
АК – Я не знаю. Эпизодически что-то в очень-очень ограниченном количестве где-то появляется. А так, в общем, нет.
РЕАЛЬНЫЙ РОДБИЛДИНГ
АЦ – Такое направление, как родбилдинг, у нас гораздо сильнее развито.
АК – Родбилдеры… Понимаете, я бы не относил это, скажем так, к тому же роду деятельности.
АЦ – Я понимаю. Они же все собирают из готовых деталей.
АК – Да. Но есть люди, несколько человек, по большей части в России, которые занимаются реальным родбилдингом. Это люди, которые делают бамбуковые удилища. Вот там действительно нужно проходить все с нуля. Я этот процесс наблюдал в мастерской у Линна Хьюсмана, который 25 лет производит эти бамбуковые удилища. Я все это видел – начиная с проектирования тэйперов, концов, гранок, стружки и заканчивая склейкой, пропиткой. Это настолько сложный, долгий, трудоемкий и денежноемкий процесс, начиная с подбора соответствующего материала, и заканчивая большим количеством специфического инструмента и навыков, что я, скажу вам, не взялся бы сейчас с моими знаниями и умениями влезать в это дело. В России есть пара-тройка человек, которые рискнули в это дело влезть. И насколько я знаю, они прогрессируют. Я думаю, что лет через пять, а то и десять, вполне возможно, что появятся очень достойные, известные родбилдеры и в России, которые будут делать бамбук. Все остальное, сами понимаете, это сборка.
МЕЧТЫ И ПЛАНЫ
АЦ – Какие ближайшие планы на будущее?
АК – Я продолжаю плотно работать с Линном Хьюсманом. Наш новый проект – это одно из направлений, над которым я уже давно работаю, бьюсь, как говорится, и мы уже отчасти его реализовали. Это так называемые безосевые катушки, «бублики», как ребята говорят. Пока что нам удалось сделать только легкие модели, в которых есть только простой тормоз, кликовый.
АЦ – Это типа форелевых?
АК – Да, типа форелевых катушек. Но мне хочется сделать такие же бублики, но для более серьезной рыбалки, для лососей. Катушки 8, 9, 10, 12-го классов. Это одно из направлений.
В последнее время мы с Линном много работаем с новыми материалами. Cейчас есть некоторые фирмы, например шведская «Квадрант» и другие, у которых очень большой спектр и номенклатура пластиков. Например, пластики, из которых делаются подшипники скольжения. Но нас пока больше интересуют декоративные свойства. Например, есть пластик, который выглядит как натуральный янтарь. При этом механические свойства у него сумасшедшие. И вот мы в последнее время очень многие внешние части катушек начали делать из этого пластика. Это второе направление.
А третье направление – это ноттингемские катушки, катушки из дерева.
АЦ – Но насколько такие катушки функциональны?
АК – Вот-вот. Сами понимаете, не я первый, не я последний работаю с древесиной. Но, как правило, все, что я видел до этого, имеет свою эстетику, но функциональность не всегда соответствующая. Это, скорее, модное украшение, чем реальная катушка. Хотя и не всегда. Я хочу эту проблему решить с помощью стабилизированной древесины.
АЦ – Стабилизированная древесина? Что это такое?
АК – Довольно давно появились методы обработки древесины, которые позволяют делать из нее практически пластик, не подверженный воздействию влаги и ультрафиолета. Не набухает, не расслаивается, не гниет и так далее. По параметрам это почти пластик, а внешний вид – как у древесины.
Так вот, я попытался сделать такой симбиоз, где основную функциональную нагрузку на себя берет металл, современная начинка, а внешний вид, скажем аранжировка этого металла, инкрустация, полностью создается стабилизированной древесиной. По такому принципу я форелевую катушку уже сделал, это модель Sirgis, а сейчас пытаюсь сделать тяжелую лососевую.
Я вот уже второй год пробую работать с классическими дизайнами катушек типа Perfect хардиевских и подобных. Очень хочется сделать современную функциональную катушку, сохранив при этом ту неповторимую старую эстетику.
Но это даже не планы, это, скорее, моя мечта.
Алексей Цессарский http://www.rybak-rybaka.ru/articles/102/20813/
Свежие комментарии