Зимние катушки
Выбор катушек для зимнего блеснения в наших магазинах более чем скромный. И это удивительно. Конечно, можно использовать небольшие безынерционки или мульты, предназначенные для ловли в отвес, но в мороз с ними намучаешься: лесоукладыватель быстро забивается льдом, да и удочку на лед уже просто так не кинешь – всегда есть шанс сломать сравнительно хрупкую катушку. Поэтому надежная и удобная инерционка для зимы просто необходима. Отрадно, что такие модели стали появляться, о двух из них я и расскажу.
НЕЛЬМА-Z
Цена около 1700 рублей. Это «младшая сестра» знаменитой «Нельмы», которая, по мнению многих опытных рыболовов, является лучшей отечественной инерционной катушкой для ловли спиннингом и впроводку. Многие мои знакомые, поначалу скептически относившиеся к «Нельме», после более детального ознакомления становились ее поклонниками.
Зимний вариант «Нельмы» впервые был представлен на одной из московских выставок несколько лет назад. Не могу сказать, что ее ждал такой же успех, как и большую «Нельму», но в целом и у «зетки» нашлось немало поклонников. Дело здесь, скорее всего, в том, что рыболовы привыкли обходиться более дешевыми пластмассовыми катушками или использовать удильники финского типа (с интегрированной катушкой), так что довольно дорогая «Нельма-Z» им просто оказалась не нужна. Наслушавшись многочисленных отзывов об этой модели, я решил наконец-то попробовать ее в деле. Начал еще осенью, с ловли с лодки в отвес на балансиры, и продолжил уже зимой на судаково-окуневых рыбалках.
Катушка сразу же впечатлила качеством изготовления. Что там говорить – ее просто приятно держать в руках. Пластиковых деталей здесь практически нет (разве что ручки), все остальные элементы сделаны из металла, покрытого матовой черной краской, придающей катушке строгий и элегантный вид. Такой вариант исполнения, к слову, не единственный. Существует «люксовая» версия «Нельмы-Z» с золотистыми деталями, делающими катушку более стильной, но в то же время не чересчур броской и вычурной. Все сбалансированно, все органично, за что можно сказать отдельное спасибо дизайнерам.
Размер катушки, на мой взгляд, оптимальный для подледной ловли. Внешний диаметр 79 мм, диаметр барабана 53 мм, вес 137 грамм.
Отдельного упоминания заслуживает тормоз катушки. Здесь установлена привычная для большинства рыболовов трещотка, работающая по стандартной схеме: в одну сторону катушка не крутится совсем, в другую же вращается с усилием и хорошо слышимыми щелчками. Естественно, при необходимости тормоз можно отключить. Очень удобен рычаг, отключающий стопор. Он вынесен за пределы корпуса и во время ловли находится как раз под пальцами, держащими удильник. Если потянуть рычаг вверх (к удильнику) до щелчка, стопор выключится совсем и катушка будет вращаться свободно. Если же лишь слегка прижать его пальцем, то после снятия нагрузки стопор снова включится. Это очень удобно: опустил приманку в лунку, слегка прижал рычаг, дождался, когда приманка опустится на дно, отпустил рычаг – и все, можно ловить, не требуется никаких дополнительных манипуляций со стопором. То же самое и при вываживании рыбы с помощью катушки: слегка поджал рычаг – и начинаешь подматывать леску.
«Нельма-Z» подойдет в первую очередь для достаточно мощных щучьих и судачьих снастей. Именно здесь ее надежность окажется наиболее востребованной. Как установить катушку – рычагом вперед или назад, – зависит от личных предпочтений. На катушку легко влезает сотня метров лески диаметром 0,25 мм, и еще остается запас, так что при необходимости можно пользоваться и более толстыми мононитями.
Ход у катушки очень мягкий и легкий – она начинает вращаться под весом даже самых маленьких окуневых приманок, чем могут похвастаться далеко не все зимние катушки. Это может быть полезно, например, при ловле форели на некрупные блесенки или нимфы на легких джиг-головках. За все время эксплуатации мне не удалось обнаружить у «Нельмы-Z» явных недостатков. Разве что на совсем уж легкие удильники для «спортивного» окуня ее ставить не стоит. В остальном же «Нельма-Z» полностью оправдала ожидания, и ее можно смело рекомендовать всем любителям ловли в отвес как со льда, так и по открытой воде. Производитель к тому же предлагает использовать ее и для ловли впроводку, но здесь я, пожалуй, не соглашусь – большая «Нельма» будет все же поудобнее.
STINGER ARCTIC CHAR
Цена около 250 рублей. Эта модель попала ко мне на последней московской рыболовной выставке. Я просто не смог отказать себе в удовольствии попробовать на практике эту новинку питерской компании «ЭкоФиш». Тем более, это не просто еще одна инерционная катушка небольшого размера. Производитель позиционирует ее как едва ли не единственную модель с регулируемым дисковым фрикционным тормозом. Похоже, это действительно так – большинство производителей предпочитает нерегулируемый тормоз-трещотку, и моделей, у которых усилие тормоза можно настроить, мне до этого встречать не доводилось.
Выглядит катушка очень аккуратно, но в то же время производит впечатление какой-то «игрушечности», особенно в сравнении с той же «Нельмой-Z». Впрочем, это и понятно: у Arctic Char все детали изготовлены из пластика (немецкого морозостойкого поликарбоната, как утверждает производитель).
Внешний диаметр катушки 60 мм, диаметр барабана 37 мм, вес 48 грамм. Небольшие габариты и вес делают эту модель хорошим выбором для любителей ловли некрупной рыбы. Много толстой лески на катушку не влезет, да это в данном случае и не нужно.
Теперь по поводу главной «фишки» данной модели – фрикционного тормоза. Справедливости ради надо сказать, что здесь стоит не фрикцион в традиционном его понимании, а трещотка с регулируемой нагрузкой. Вращая специальную звездочку на оси катушки, можно настроить нагрузку, под которой будет срабатывать трещотка. Диапазон регулировок достаточно широк: при полностью ослабленном тормозе шпуля вращается легко (хотя трещотка при этом работает), при полностью затянутом провернуть ее рукой уже очень трудно. Это решение можно было бы признать вполне удачным, если бы не одно большое но. Тормоз – не отключаемый! Да, трещотка будет работать всегда – и при опускании блесны в воду, и при подмотке лески. Лично меня, например, это сильно раздражает. На рыбалке хочется отдохнуть от посторонних шумов, а не слушать периодически треск катушки. Так что здесь можно говорить о серьезной недоработке. Постоянно подкручивать звездочку фрикциона тоже неудобно. Не будешь же при каждом опускании блесны в лунку ослаблять тормоз, а затем затягивать его до рабочей нагрузки. В идеале тормоз, уже заранее настроенный на нужное усилие, должен включаться лишь тогда, когда приманка находится на дне и рыболов полностью готов к ловле.
Если не брать во внимание неудачное решение с тормозом, в целом катушка произвела приятное впечатление. Она хорошо подошла для оснащения легких окуневых удочек, рассчитанных на ловлю с некрупными приманками. На шпулю легко влезли 50 метров лески диаметром 0,14 мм, и остался еще приличный запас (по данным производителя, лесоемкость катушки – 110 м лески диаметром 0,22 мм). Пластиковый корпус катушки выдержал морозы, недавно стоявшие в Подмосковье, многочисленные падения на лед также не причинили катушке какого-то вреда. Будет ли данная модель пользоваться успехом у блеснильщиков – не знаю, все-таки при ловле окуня «финские» удильники со встроенными катушками обычно удобнее. А вот если производители доработают данную модель и трещотку можно будет отключать, Arctic Char станет для рыбаков намного интереснее.
Алексей Ветров, спец-корр. РР http://www.rybak-rybaka.ru/articles/96/20449/
Свежие комментарии