Рыбалка

18 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

1613. "Гамбургер" для ночного хищника.

Ни идеально выдержанные углы наклона рукоятки "квока", ни мастерское квочение, ни даже обилие сомов в водоеме не принесут успеха, если наживка на крючке не будет соответствовать сезону. Более того, в каждой местности существуют свои традиционные, проверенные годами виды наживки. Например, крупный сом в период хода донских сельдей предпочитает питаться именно этой рыбой; чуть выше, в Воронежской области, его с успехом ловят при ходе чехони. Отменной насадкой считаются также рак, перловица, популярный у ростовских рыболовов "зеленый червь", встречающийся у корней камыша по всей пойме.

Донские рыболовы все лето с успехом применяют "сомовий гамбургер". За месяц до похода на ямы в среднем течении Дона они заготавливают короеда (крупную личинку жука-усача, или дровосека), затем перелопачивают не один метр огородной земли, поближе к навозным кучам, в поисках медведок. Третья составляющая этого экзотического блюда - большой зеленый кузнечик, которого сом заглатывает всегда с огромным удовольствием, даже если тот находится на крючке в одиночестве.

Поиск короедов необходимо начинать задолго до рыбалки, в пойменных дебрях тальника и прибрежного тополя, где, внимательно осматривая стволы толщиной с человеческую руку, находят отверстия с высыпающейся изнутри стружкой. Через эти отверстия, находящиеся недалеко от земли, личинка жука-усача выбрасывает переработанную древесину. Встречаются такие отверстия и на толстых стволах старых тополей, но тут их быстро разрабатывают дятлы - пернатые любители подобного лакомства!

Рубка старых стволов, источенных жуками, обычно не приносит вреда лесу, так как они полусухие, иногда с редкими листьями (совершенно сухие усач обычно покидает). Приходится изрядно поблуждать по лесу, вооружившись пилой и топориком, прежде чем обнаружишь где-нибудь под наклонившимся стволом кучку бурых опилок - следы работы короеда.

Вытащить его из гнезда -целое искусство. Можно потратить на это много времени и в результате неаккуратного распила повредить крупную личинку. Здесь требуется хирургическая точность: необходимо вырезать полено из той части дерева, где имеются ходы, стараясь не задеть жителя. Отрезанное и, при необходимости, выкорчеванное полено осторожно кладут на траву и слой за слоем обнажают топориком ходы довольно витиеватого лабиринта. Надо быть внимательным, так как хитрая личинка, отступая, может выскочить с другого конца обнажившегося хода.

У личинки довольно сильные челюсти, и укус будет весьма ощутимым, если сжать ее в руке, но в целом она представляет собой весьма забавное существо с розовой спинкой и резким запахом прелой коры, который, судя по всему, и привлекает сома.

Короедов можно долго хранить в темном и прохладном месте, иногда по месяцу и более, достаточно лишь подложить им несколько кусочков подгнившего дерева, из которого они были взяты. Медведки более капризны, их желательно добывать незадолго до рыбалки, иначе изголодавшиеся насекомые могут повредить или убить друг друга в тесной посуде.

Перед самой рыбалкой или даже в перерывах между забросами добывают и больших зеленых кузнечиков, местные называют его саранчой. Это занятие требует особого внимания, поскольку насекомое чрезвычайно чутко и осторожно. Но только запасшись зеленым кузнечиком, вы можете с уверенностью сказать, что готовы к охоте на сома!

...Ночь. Густой пойменный лес наполнен тысячью ночных звуков: резкое стрекотание сверчка переходит в свист, в кронах деревьев высоко поют цикады, а ближе к опушкам леса и по краям покосов, на средних этажах растительности, начинает свою трель зеленый кузнечик. Прерываясь на несколько секунд, он трет зазубренными лапками тонкую мембрану крыльев, извлекая более пронзительный, чем у сверчка, звук. Чтобы поиск стал успешным, важно научиться отличать его от трели сверчка. На охоту за "саранчой" лучше ходить вдвоем.

Когда на травы падет вечерняя роса, крылья у насекомого становятся влажными, и это облегчает задачу его поимки, но нам приходится надевать высокие сапоги и плащ, чтобы не промокнуть. Включаем свои фонарики и углубляемся в полуночные дебри, наполненные звуками и тенями.

Кузнечик, затаившийся на дереве, обычно недосягаем, так как поднимается по стволу довольно высоко, и найти его в переплетении сучьев сложно. Гораздо легче обнаружить насекомое на полутора-двухметровых стеблях тростника, растущего в сырых низинах. Мы тихо бредем на звук, стараясь не спугнуть осторожного певца. Это особенно важно в густом шуршащем тростнике, где кузнечик замолкает буквально в двух шагах от охотника. Замирает и охотник, обшаривая лучом света стебли тростника: "Ну давай, отзовись! Ты же где-то рядом!". Насекомое не выдерживает долгого молчания, и первая трель прорезает воздух в метре от фонарика - луч мгновенно поворачивается на звук и выхватывает из тьмы два рубиновых глаза и длинные коричневые антенны усов.

Кузнечик настораживается, но поздно - в то время, пока один из рыболовов не выпускает его из луча света, другой двумя руками накрывает сидящее на стебле насекомое.

Насекомых нельзя держать в тесноте, иначе они порвут друг друга на части своими мощными жвалами и к утру от половины экземпляров останутся лишь "рожки до ножки". Болезненны укусы и для самих рыболовов, поэтому лучше, не мешкая, отправить насекомых в коробку. После многочасового хождения по лесу в вашем распоряжении оказывается несколько "певцов", столь любимых сомом.


Александр Гузенко - Рыболов Elite

Картина дня

наверх