Жерлица с отводным
13.03.2014
Из всех хищников подмосковных водохранилищ самый интересный во всех отношениях, конечно, судак. Но если осенью на спиннинг его поймать в общем не сложно – во всяком случае, как это делать, более-менее понятно, то зимой задача усложняется. Вроде бы, где его искать, ясно, а вот как ловить?
Собственно, выбор небольшой: балансир, вертикальная блесна или жерлицы. Разумеется, ловить судака на удочку очень интересно, а если хорошо знаешь водоем, то и добычливо, но такая ловля – это постоянный поиск. За день, бывает, приходится сверлить до сотни лунок. К концу зимы, когда лед минимум полметра, лично для меня это уже слишком большой напряг. Остается или с завистью смотреть на молодых ребят, для которых сделать лишних двадцать лунок – только лишний раз размяться, или переходить на другие снасти. Эти «другие» – как раз и есть жерлицы.
Снасть несложная и всем хорошо известная, исправно ловит щуку, но когда речь заходит о судаке, то возникают сложности. Чтобы ловить его целенаправленно, надо или самому хорошо знать водоем, или иметь знающих друзей, которые готовы поделиться своими знаниями.
Среди моих друзей есть только один человек, к мнению которого относительно ловли судака я всегда прислушиваюсь. Зовут его Михаил, живет он в Дубне и постоянно ловит на Иваньковском водохранилище. Михаил много лет ловил судака зимой на блесны, и когда начались проблемы со здоровьем, рыбалку не бросил – просто сменил удочку на жерлицы.
За все годы нашей дружбы я не припомню, чтобы он сказал, что рыба клюет хорошо. При самом что ни на есть жоре от него слышишь неизменное: «Клюет понемногу».
Вот и в этот раз. Звоню ему:
– Как судачок?
– Клюет понемногу. Приезжай завтра пораньше.
– Может, в субботу?
– Нет, в субботу клева не будет, – говорит он так, как будто судаки лично ему докладывают о своих планах.
Приходится отпрашиваться на работе и срочно собирать снасти.
У меня жерлицы обычные – стойка с катушкой на круглой подставке, но есть и особенности. Благодаря двум мягким прокладкам на оси катушки усилие вращения регулируется легко и точно. Катушка не тормозится при резкой поклевке, но и перебежек тоже не бывает. Еще одна особенность связана с конструкцией флажка. На покупных жерлицах капроновый флажок просто наклеен на кончик пружины. Но из- за того что капрон – материал скользкий, при осторожных поклевках нередко бывает, что катушка вращается, а флажок проскальзывает и не выстреливает. Борются с этим по-разному. Например, наклеивают на пружину кусочки мягкой резины, используют термоусадочные трубки, но самое, на мой взгляд, надежное – это отрезок силиконовой трубки, надетый на самый кон чик пружины. Работает при любых поклевках и в любую погоду.
Собираясь за судаком, я снял металлические поводки и поставил флюорокарбоновые, длиной 30 см, с крупными одинарными крючками. Дело оставалось за живцом. Его можно было наловить практически на любом московском пруду, но времени не было. Зашел в один магазин – там одни карасики, во втором тоже, плотву нашел только в третьем. Продавец, узнав, что я собираюсь на Иваньковское, посоветовал взять замороженной тюльки. На мороженую рыбу я еще не ловил и сомневался в результате, но небольшой запас прикупил.
До Дубны доехал без пробок. Михаил уже ждал. Выпили по чашке кофе и перегрузили вещи. Увидев мой кан с живцом, приятель усмехнулся, но ничего не сказал. Выехали еще в сумерках.
Меня всегда на этом водохранилище поражали его просторы, точнее, возникающее ощущение большой воды. Чувствовалось, что подо льдом скрыта мощь Волги.
Машину оставили на берегу и метров триста шли по льду, покрытому ледяной крошкой. Михаил уверенно вышел на место, хотя шел по памяти, с GPS сверился, лишь когда отошли от берега на приличное расстояние. Показав, где ставить снасти, он прошел немного дальше и тоже начал сверлить лунки. Потом подошел и посмотрел мои жерлицы.
– Пойдет, – заметил он, – только грузила поставь потяжелее, минимум 12, лучше 14 г. Сейчас плотина открыта, и течение прилично тянет. Ну а плотву свою можешь и не ставить, судак на нее брать не будет. Если только щука, но на этом месте она попадается очень редко. И даже если и возьмет, то, скорее всего, твою леску срежет просто на раз.
– А у тебя что? – спросил я его.
– Тюлька мороженая.
Вот тебе и раз. Спасибо продавцу, что надоумил!
Пролежав в тряпочке несколько часов, тюлька уже оттаяла. Вначале я никак не мог сообразить, как насадить маленькую рыбку на достаточно крупный крючок. Пришлось посмотреть, как это делает Михаил. Все оказалось просто: жало он пропускал сквозь жабры, потом разворачивал крючок и протыкал рыбку поперек спины. Насаженная таким образом рыбка несколько походила на виброхвост на офсетном крючке.
Глубина в лунках колебалась очень незначительно. Как я понял, мы сидели на краю полива с глубиной около 10 метров, чуть дальше была бровка и свал в русло на 14 метров. Там шансов поймать судака, по мнению Михаила, было меньше. Бывает, что он там стоит, но берет редко, питаться выходит именно сюда. Если идет стая – а рыба из Волги заходит постоянно, – то она движется вдоль русла, но не по самому руслу, а рядом, по поливу.
То же самое и стаи тюльки. Эта рыбка, обычная на Средней Волге, появилась под Дубной лет десять назад и, похоже, начала здесь нереститься, так как количество ее в последние годы явно увеличилось. Появление тюльки, видимо, заметно изменило кормовую базу судака и окуня. Обычным здесь плотве и уклейке осталась верна, пожалуй, только щука. Во всяком случае, она продолжает на нее брать.
На сверление лунок, смену грузил и зарядку жерлиц ушло часа полтора. После этого оставалось только ждать поклевок. Жерлицы Михаила были недалеко от моих, и первую поклевку у него я заметил раньше, чем он. Так как у меня все было тихо, пошел «помогать». Конечно, помощь была не нужна: попался берш, где-то на полкило. Оснащение Мишкиной жерлицы сразу же заинтересовало. Вместо обычного скользящего грузила и небольшого поводка у него на конце основной лески стояла спиннинговая оснастка с отводным поводком, только чуть измененная по сравнению с обычной. Каплеобразное концевое грузило весом 20 грамм, на поводке 15 см. Поводок, идущий к крючку, был около полуметра, на конце одинарный крючок. И никаких застежек и вертлюжков – все связано напрямую.
– Судак очень не любит железа, и чем его меньше, тем лучше, – заявил Михаил.
– А почему флюорокарбон не поставил? – поинтересовался я. – Вроде при «невидимом» поводке поклевок должно быть больше?
– Сказки это, – ответил он. – Польза от флюорокарбона только одна: поводок меньше скручивается, а остальное все то же самое.
По словам Михаила, отводной поводок на жерлице зимой имеет только одно преимущество. При ловле на сильном течении грузило приходится опускать на дно. Оно скользящее, но нередко в отверстие попадает песок, и груз клинит. В результате судаку после поклевки приходится тянуть его по дну, он чувствует сопротивление и бросает добычу. С отводным поводком такого не бывает. На длину поводка, идущего к грузилу, судак уходит, не сдвигая грузила, а этого достаточно, чтобы сработала жерлица. Но такая оснастка имеет смысл только при сильном течении. Если течение слабое, проще чуть приподнять грузило над дном – и получишь тот же результат. Пока Михаил мне все это рассказывал, жерлица сработала и у меня, и я побежал обратно. У меня на крючке сидел точно такой же берш. Потом снова тишина.
Где-то через пару часов Михаил начал проверять снасти, хотя поклевок не было. К моему удивлению, с одной из них он снял судака около 1,5 кг.
– Но поклевки же не было, – удивился я.
– Это берш всегда берет четко, и жерлица срабатывает, а судак другой раз возьмет – и стоит на одном месте чуть не час.
Я тут же проверил свои жерлицы, но судака на них не было.
Судака я все же поймал, и вел он себя совсем не так, как у Мишки: флажок буквально подпрыгнул и катушка начала быстро вращаться.
– Проходной, из Волги идет, – сказал Михаил. – Это наши местные ленивые, а эти идут как танки. Подсекай!
Судак, действительно, оказался очень упорным, и мне даже пришлось пару раз сдавать леску. Уже когда он был на льду, я обратил внимание на то, что он был значительно темнее и более прогонистый, чем пойманный приятелем.
– Это первые, – заметил Михаил, – самый клев пойдет недели через две.
– Ну так что, приехать в конце марта? – поинтересовался я.
– Можешь и раньше, – ответил он, – но обязательно в будни и с запасом тюльки.
До конца дня Михаил поймал еще судака, а я пару бершей. Клев был хуже, чем мы ожидали, но я уже предвкушал, как буду ловить судака, поднимающегося из Волги. И ждать осталось недолго.
Алексей Клочков
Свежие комментарии