РПУ: быть или не быть?
28.10.2013 Статья из свежего номера!
http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/19973/
МИНСЕЛЬХОЗ ГОТОВ ЛИКВИДИРОВАТЬ ИНСТИТУТ РПУ
Дебаты о том, нужны ли в России рыбопромысловые участки для организации любительского рыболовства, вступили в новую фазу. На днях в рабочей группе при Минсельхозе по доработке проекта Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» было принято решение, которое может самым радикальным образом повлиять на дальнейшую судьбу этого многострадального законопроекта.
Напомню, что законопроект о любительском рыболовстве был внесен Правительством для рассмотрения в Думу весной этого года. В нем взамен вызвавшего многочисленные протесты понятия «рыбопромысловый участок для организации любительского и спортивного рыболовства» (РПУ) было введено новое понятие – «рыболовный участок» (РУ).
Союз рыболовов с самого начала выступал против такой замены, считая ее исключительно декоративной, тогда как по существу ничего не менялось: те же путевки на право ловить рыбу, те же ограничения свободного доступа рыбаков на водоемы. Мы считали и продолжаем считать, что создание института рыбопромысловых или рыболовных участков нарушает целый ряд норм российского законодательства, ущемляет права рыболовов и никак не способствует сохранению рыбных запасов.
Законопроект не был принят Думой в первом чтении, так как вызвал резкую критику не только со стороны общественности, но и со стороны ряда федеральных и региональных депутатов, а также представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ). Это привело к тому, что текст законопроекта был возвращен в Минсельхоз для доработки.
К этой доработке были привлечены и представители Союза рыболовов. Кроме того, в течение лета состоялся ряд консультаций Союза рыболовов, в том числе и его региональных отделений, с экспертами ОНФ, в результате чего нам удалось выработать общую согласованную позицию в отношении основных положений законопроекта. Центральным в ней является неприятие самого института рыбопромысловых и рыболовных участков.
Эксперты ОНФ активно включились в работу над законопроектом и, несмотря на жесткое противостояние со стороны эрпэушного лобби в лице представителей астраханских баз, смогли добиться понимания своей позиции в Минсельхозе. Об этом говорит подписанное на прошлой неделе совместное решение рабочей группы Минсельхоза и ОНФ по основным направлениям доработки проекта Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве».
Первым пунктом в этом документе значится отказ от создания нового института рыболовных участков и реорганизация существующих РПУ либо «в объекты туристического бизнеса» с бесплатным доступом граждан к водным объектам, либо в рыбоводные участки в соответствии с Федеральным законом «Об аквакультуре».
Стоит пояснить, что реорганизация РПУ «в объект туристического бизнеса» означает не что иное, как возможность для пользователя такого РПУ заняться нормальным бизнесом по предоставлению туристических услуг, но делать это на добровольной основе, а не навязывать свои услуги с помощью путевок и рыбоохраны.
Одна из главных проблем состоит в том, что целый ряд РПУ передан в пользование различным коммерческим структурам на длительные сроки, до 25 лет. Понятно, что с ликвидацией РПУ пользователи таких участков, особенно если они успели инвестировать в свои участки серьезные средства, оказываются в непростом положении. Поэтому в документе рабочей группы оговаривается возможность введения переходного периода, в течение которого пользователи смогут реорганизовать свой бизнес. Длительность и режим такого переходного периода – предмет дальнейшего обсуждения.
Следующий важный вопрос – в какие виды рыбоводных участков можно будет реорганизовывать действующие РПУ. Решение рабочей группы допускает два варианта: участки для прудовой и для пастбищной аквакультуры.
Если первый вариант касается небольших зарыбляемых пользователем водоемов и не вызывает серьезных возражений, то со вторым вопросы остаются. При пастбищной аквакультуре в водоеме одновременно присутствуют как рыбы, вселенные туда пользователем участка, так и те, которые обитали в нем раньше. Логично, если любительский вылов вселенной рыбы будет производиться за плату, но как в этом случае определить, какую рыбу выловил рыболов – запущенную или дикую? Вариант с пастбищным рыбоводством был предложен представителями Минсельхоза. Будем надеяться, что у них имеется и ответ на этот вопрос.
Еще один важный пункт документа касается вопроса о создании новых рыбоводных участков для организации любительского рыболовства. По сути, речь тут идет о платниках. Предлагается разработать такие критерии для выделения водоемов под эти участки, чтобы туда не попали «традиционные места любительского рыболовства, не нуждающиеся в дополнительных улучшениях».
Здесь видятся риски двоякого рода. С одной стороны, трудно найти водоем, который не нуждался бы в тех или иных улучшениях, будь то благоустройство берегов или зарыбление и мелиорация самого водоема. Возникает опасность передачи под рыбоводный участок богатого рыбой и активно посещаемого рыбаками водоема без серьезных на то оснований и в ущерб интересам рыбаков.
С другой стороны, есть немало вполне благополучных прудов, которые вроде бы не нуждаются в особом улучшении, но при этом ни местные жители, ни рыболовы, которые там «традиционно» рыбачат, может, и не возражали бы против того, чтобы на таком пруду создали хороший платник. Наверное, помимо продуманных критериев, здесь необходимо предусмотреть и действенный механизм общественного контроля за всеми подобными ситуациями.
Отдельная тема, которую затрагивает документ, это так называемые ценные виды рыб. Вылов таких рыб рыболовами-любителями возможен только по именным разрешениям. Вопрос в том, кто будет иметь право выдавать такие разрешения. Росрыболовство ссылается на то, что его штат сотрудников в силу малочисленности не позволяет в полной мере решить эту задачу. Предложение Минсельхоза – подключить к этой работе общественные объединения рыболовов-любителей.
Здесь имеются проблемы правового характера (на каком основании общественная организация возьмет на себя функции госоргана), а также есть опасность появления фиктивных общественных организаций, целью которых будет исключительно контроль над выдачей именных разрешений и через это – ограничение свободного доступа граждан к водоемам с ценными видами. Именно это сейчас делают коммерческие структуры. С другой стороны, участие в выдаче разрешений могло бы стать стимулом для создания региональных общественных объединений рыбаков, что, конечно, явилось бы положительным моментом.
Позиция Союза рыболовов состоит в том, что главный упор здесь следовало бы сделать на создание электронной системы выдачи именных разрешений, что позволило бы обойтись без привлечения большого штата сотрудников и повысило бы уровень контроля за выловом ценных видов.
В решении рабочей группы вполне закономерно подчеркивается и необходимость проработать критерии, по которым тот или иной вид рыб может быть включен в перечень ценных. Почему муксуна или семгу мы считаем ценными видами, а, к примеру, леща или судака – нет? Что здесь самое главное – коммерческая ценность вида, численность и состояние популяции или что-то еще? Очевидно, что это проблема комплексная и здесь важно учитывать мнение самых разных специалистов, начиная с ихтиологов и экологов и кончая экономистами и социологами. Приветствовать надо уже то, что она, наконец, в явном виде обозначена в официальном документе.
В целом подписанное Минсельхозом и ОНФ совместное решение несомненно переводит ситуацию с законопроектом на новый уровень. После рыбацких митингов 2011 года, которые позволили остановить передачу российских водоемов под РПУ и тотальный перевод любительской рыбалки на платную основу, ситуация, говоря компьютерным языком, зависла. Три с лишним года противостояние между противниками и сторонниками платных участков не позволяло продвинуться ни в ту ни в другую сторону. И вот появилась надежда, что ситуацию удастся сдвинуть, причем сдвинуть в правильную сторону. Теперь самые главные вопросы: какие поправки к имеющейся редакции законопроекта попадут в Думу и какие из них будут приняты депутатами. Это будет зависеть от многих факторов, но, может быть, в первую очередь от активной позиции самих рыболовов-любителей.
О ходе дальнейшей работы над законопроектом мы обязательно будем рассказывать нашим читателям и всем заинтересованным рыбакам.
Алексей ЦЕССАРСКИЙ, Председатель МОО "Союз рыболовов"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Принуждение к диалогу
28.10.2013
ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»: К ДИАЛОГУ ГОТОВЫ, НО КАРТЫ РАСКРЫВАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ
В связи с конфликтом в Печорском море, приведшим к аресту экологов Greenpeace, Всемирный фонд дикой природы (WWF) от имени коалиции природоохранных организаций России 1 октября направил письмо в ОАО «Газпром нефть» с предложением возобновить прерванные весной этого года переговоры и обеспечить общественности доступ к таким документам, как «Оценка воздействия на окружающую среду» и «План ликвидации разливов нефти». В ответном послании председатель правления «Газпром нефть» Александр Дюков заявил о готовности его компании к диалогу. Однако предлагаемый формат такого диалога WWF России не устраивает.
«Как Вы помните, – говорится в письме А. Дюкова на имя директора по природоохранной политике WWFРоссии Евгения Шварца, – весной 2013 года ООО «Газпром нефть шельф» подготовило и направило на рассмотрение WWF--Russia проект соглашения о намерениях в области сотрудничества по сохранению биологического разнообразия и поддержки особо охраняемых природных территорий. В рамках данного соглашения планировалось детальное обсуждение проведенного исследования по моделированию поведения возможных разливов нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная», однако на финальной стадии представители WWF -Russia в одностороннем порядке вышли из переговорного процесса. Мы считаем, что не может быть никаких политических и экономических причин, которые мешали бы делу сохранения хрупкой природы Арктики, поэтому призываем Вас возобновить обсуждение».
Далее Александр Дюков подробно рассказывает о тех усилиях, которые предпринимает его компания для взаимодействия «с экспертным сообществом в вопросах охраны окружающей среды, в том числе, в арктическом регионе», а также о мерах обеспечения экологической безопасности работы платформы «Приразломная».
«В то же время, – говорит Дюков, – мы считаем, что какой бы низкой ни была теоретическая возможность аварийного разлива нефти, компания в превентивном порядке должна предусмотреть все действия, которые необходимо осуществлять в таких случаях. Более того, разработка подобного плана является обязательным требованием российского законодательства. В 2013 году Министерством энергетики, МЧС и Росморречфлотом Минтранса России утвержден План по предупреждению и ликвидации разливов нефти (План ЛРН) в оперативной зоне ответственности МЛСП «Приразломная».
«Следует особо отметить, что публикация полного текста Плана ЛРН не предусмотрена ни нормами российского законодательства, ни международными требованиями. В рамках конструктивного диалога с общественностью ООО «Газпром нефть шельф» подготовило реферативную версию документа с изложением основных выводов и результатов и разместила данный документ на своем сайте в августе 2013 года. В реферате содержится фактический материал в объеме, необходимом для непредвзятого анализа готовности платформы «Приразломная» к предотвращению и реагированию на аварийные разливы нефти».
Письмо завершается выражениями благодарности в адрес WWF-Russia «за возвращение к диалогу» и предложением «организовать эффективные и неполитизированные обсуждения» с профильными структурами компании «Газпром нефть».
24 октября Евгений Шварц направил Александру Дюкову ответное письмо.
«По нашему мнению, – говорится в письме WWF,– для диалога необходимо наличие, по крайней мере, предмета обсуждения и доброй воли сторон. После того как весной 2013 г. ОАО «Газпром нефть» отказало общественным организациям, участвовавшим в диалоге, в доступе к заключениям государственной экологической экспертизы проектных материалов и Планам предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН), по нашему мнению, исчез предмет обсуждения.
Таким образом, диалог был прерван в одностороннем порядке не Всемирным фондом природы (WWF) России, как Вы указываете в письме, а самой компанией. Без доступа к этим материалам диалог был и остается бессмысленным. Предполагаем, что данное обстоятельство в значительной степени спровоцировало инцидент, произошедший в сентябре 2013 г.».
Далее Евгений Шварц ссылается на недавно вступившие в силу Федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Согласно этим правовым актам, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде теперь является объектом государственной экологической экспертизы. «Это означает, – говорит Шварц, – что Планы ЛРН стали открытыми документами, которые должны быть представлены для проведения общественных обсуждений в процедуре оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утверждено Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г, N 372)».
«Учитывая, что именно за попытку двух человек высадиться и закрепить баннер на платформе, принадлежащей ОАО «Газпром нефть», где находилось около пятисот сотрудников, в настоящее время тридцать активистов находятся в следственном изоляторе, мы считаем, что у компании есть уникальная возможность проявить добрую волю и продемонстрировать заинтересованность в реальном диалоге, направив в органы следствия письмо об отсутствии каких-либо имущественных претензий к экологическим активистам и организации Гринпис со стороны компании ОАО «Газпром нефть».
Конструктивный диалог – один из главных принципов работы WWF России при взаимодействии с представителями власти или бизнеса, и надо признать, что на этом пути Фонд не раз добивался успеха. Взвешенная позиция WWF и других российских экологических организаций открывает перед «Газпромом» возможность с наименьшими репутационными потерями выйти из той непростой ситуации, которая возникла в связи с конфликтами вокруг «Приразломной». Захочет ли наше «национальное достояние» воспользоваться этой возможностью, покажет ближайшее будущее.
Свежие комментарии