Во сне и наяву
11.06.2014
ВЕСЕННЯЯ НАХЛЫСТОВАЯ ПОЕЗДКА НА СЕВЕР КАРЕЛИИ
…Удилище резко дернулось, согнулось, и катушка, повизгивая, начала сдавать шнур. Наверное, опять щука схватила мушку, которая предназначалась совсем не ей. Ладно, главное, чтобы не срезала, пронеслось в голове. Но почему она схватила мушку прямо в пороге?
..И тут зазвенел будильник. Я был дома, и пора было собираться на работу. Но в мыслях я все еще был в Карелии, откуда только что вернулся.
Есть в России места, названия которых рыболовам пояснять нет надобности. Кольский, Ахтуба, Селигер, Карелия... Каждое из них – это не просто географическое название, а целый мир, по-своему уникальный и очень привлекательный. Поэтому не удивительно, что когда я возвращаюсь из Карелии, она еще долго снится, словно не желает отпускать меня из лесной тишины в городской шум и суету.
Для ловли нахлыстом Карелия почти идеальное место. Множество рек, речушек и озер, самая разнообразная рыба, от ельцов до форели. Конечно, здесь можно ловить и спиннингом, но, как я замечал, большинство поклонников этой снасти уже через неделю переходят на нахлыст. Потому, видимо, что нахлыст, по большому счету, не способ ловли, а образ жизни, и в Карелии это осознаешь как-то особенно остро.
В плане рыбалки Карелия – место очень своеобразное. Рыбы много, но она необычно много мигрирует, и ее месторасположение во многом зависит от уровня воды. По этой причине, планируя поездку, мы старались приехать в такое время, когда уровень еще высокий, но уже можно добраться до интересных мест. Прежде, когда только начинали осваивать Карелию, мы доезжали на автомобилях до какой-нибудь деревушки, оставляли машины и договаривались с местными жителями, чтобы нас забросили на лодках в верховья какой-нибудь речушки, а потом в определенное время забрали. Теперь, когда друзья обзавелись мощными внедорожниками, все стало немного проще. Patrol,специально оснащенный, с лебедками, позволяет без чужой помощи добраться до таких мест, о которых раньше приходилось только мечтать.
В 20-х числах мая, когда мы выезжали, в Москве было уже лето, все цвело. Но в Карелии, преодолев 1700 км, мы попали в раннюю весну. Листочки на деревьях только распустились, в лесу по распадкам лежал снег. В первые вылазки в Карелию мы рыбачили только в южной ее части, но постепенно добрались и до ее северных окраин. В этот раз наш путь лежал в район Пяозерского. До города доехали без особых проблем, а дальше уже уповали на мощность машины и опыт водителя. Те, кто уверяет, что в Карелии нет дорог, не правы. Дороги есть, просто это нечто иное, чем в средней полосе. Обычно это грейдеры, которые чистили несколько лет назад, или весьма условные дороги – направления, как говорится, по которым на мощных лесовозах когда-то вывозили лес. Конечно, встречаются участки, покрытые асфальтом, но он здесь кажется каким-то чужеродным.
Уровень воды в речушках, до которых мы добрались, был высокий, что нас порадовало. Когда воды много, рыба здесь держится в реках, а когда уровень заметно падает, уходит в озера, которых очень много.
Хотя в Карелии всюду красиво и интересно, но оставаться все время на одном месте не хочется. Один-два дня – сворачиваем лагерь и переезжаем на новую речку, на которой еще никогда не ловили.
Как обычно, главная наша цель – хариус и форель. Прилов, состоящий из окуня и щуки, часто оказывался много больше, чем хотелось бы. Впрочем, борьба с крупной щукой тоже достав ляет большое удовольствие. Несколько удивил окунь. Если раньше он держался именно там, где и должен был, в тихих заводях, то в этот раз он активно хватал крупных лососевых мух прямо в порогах.
При высоком уровне воды рыба ведет себя иначе, чем в другое время. Так, форель и хариус обычно избегают друг друга, но по высокой воде все перемешивается, и за камнем может стоять форель, а за соседним, совсем рядом, хариус. Форель более капризна в отношении температуры воды и содержания кислорода и поэтому летом старается занимать места прямо в порогах.
Высокая вода несколько осложняла перемещение вдоль реки, ловить взабродку приходилось с осторожностью. Все наши дни, не считая переездов, строились по одной схеме: завтрак, потом все расходятся по реке, возвращаются к обеду, а после перекуса снова берут в руки снасти. В дальних поездках всегда не хватает времени, и не хотелось тратить его на еду и что-то кроме рыбалки.
Весной, когда вода холодная, рыба предпочитает кормиться или у дна, или в средних слоях воды. Только в теплые дни хариус иногда поднимался вечером к поверхности собирать первых насекомых. В этот раз хариус лучше брал на крупные, связанные на крючке №№ 6–4 нимфы, имитирующие казару. Он буквально заглатывал объемистые мушки. Впрочем, это было не удивительно, так как хариус нередко попадался сравнительно крупный, до 600–700 грамм.
Местные рыболовы уже привыкли к появлению в их краях нахлыстовиков, но все еще без понимая относятся к тому, что пойманную рыбу мы отпускаем и на еду обычно берем только ту, что глубоко заглотила крючок. Впрочем, большинство рыб, даже щука, берет мелкие насадки, как правило, очень осторожно и цепляется только за край пасти. Это относится и к кумже, ловля которой запрещена, так что ее, когда попадалась, мы сразу же отпускали.
Снасти у всех были схожие: легкие двухручники 6–7-го класса. Так как ловить приходилось у дна, то использовали тонущие головки и подлески и, естественно, подгруженные мушки.
Вода была прозрачная, чуть коричневатого оттенка. Здесь она никогда не бывает мутной, даже после обильных дождей. В этих условиях рыба внимательно относится к мушкам. Этой весной у нее не было заметных приоритетов: она брала на красно-оранжевые, ярко-оранжевые, коричневые, ярко-зеленые и даже на черные мухи.
Позже, после обильного вылета насекомых, начнут хорошо работать сухие мушки, на которые охотно берет и сиг. Но это будет уже в июне. Рыба в это время активна, но ловить крайне сложно. Причина – тучи комаров и мошки. Нам повезло: комары появились только перед отъездом, были еще вялые и не кусались.
На обратном пути мы сделали остановку на ночевку в Вологодской области. Оказалось, что и там рыбы ничуть не меньше. Вечером мой приятель решил побросать на перекате рядом с лагерем. И мы очень удивились, когда он буквально не сходя с места подряд выловил трех вполне приличных щук и голавля. Каких-нибудь пять минут – и у нас был отличный ужин. Короткий отдых – и снова в путь.
А в Москве все та же круговерть. Но Карелия не отпускает, и когда она снится, легче примириться с городской жизнью.
Свежие комментарии