Зимняя рыбалка - Тактика и техника зимней рыбалки | |
С первого взгляда, зимнее блеснение выглядит довольно просто и отчасти это - правда. В этом виде ловли нет прикармливания и сложного снаряжения, рыболов находится один на один с рыбой, а связывает их лишь короткая удочка, блесна и… мастерство. То, без чего успех не придет, и рыбалка не состоится, несмотря даже на терпение и труд, которые в данном случае, без искусства владения этой простой снастью, абсолютно бесполезны. Много написано и рассказано у костра о волшебных блеснах, которые, являясь «секретным оружием», в конечном итоге решали все. Звучит это порой вполне правдоподобно, но смешно предполагать, что новичок, прикупив десяток самых уловистых приманок, вдруг в одночасье станет мастером и тут же начнет бить рекорд за рекордом. Это может и получиться, но один раз и волей случая. Трудовая рыбалка, а для зимы другое определение подобрать сложно, не подразумевает случайностей и неточностей, а любая, самая лучшая блесна без умения вселить в нее жизнь правильной игрой, будет просто дорогим куском металла, безжизненно повисшим на леске. Первое и, пожалуй, самое главное, с чего следует начинать, это выбор правильного горизонта ловли, а вернее, проверка всех уровней на предмет нахождения рыбы. Конечно, первое, что приходит в голову, что вся рыба стоит на глубине, и вряд ли будет находиться вполводы и у нижней кромки льда. Это – самая распространенная ошибка, как начинающих, так и опытных блеснильщиков, которые в горячке быстрого поиска и сверления лунок и в погоне за покрытием как можно большей площади, забывают об этом простом правиле. Дело в том, что подо льдом начинается другое, трехмерное измерение и рыба может пойти не только вправо или влево, вперед и назад, но с таким же успехом и вверх и вниз. Эти передвижения, которые происходят со сменой горизонта, могут быть связаны со многими факторами, такими, например, как более богатые кислородом слои воды, разность температуры и движения кормовой рыбешки и так далее. Причем, на одном и том же водоеме хищник с одинаковым успехом может находиться и на дне, и вполводы и у поверхности. Соответственно, рыболов, который пытается поймать рыбу только на дне, ровно в три раза снижает свои шансы на результативную поклевку. Самое интересное во всей этой истории, что тот же окунь, стоящий вполводы, не будет стремглав кидаться на нечто, копошащееся на дне - зима все-таки. Следующий фактор, на который следует обратить внимание – это ритм игры. Как во всяком музыкальном произведении (мы не зря упоминали слово «искусство»), без ритма нет музыки. Хотя, в данном контексте точнее было бы выразиться, «без сбоя ритма» нет поклевки. Монотонные взмахи удильником, конечно имеют успех, и вся активная рыба отзывается на такую игру практически сразу. Но это бывает редко. В большинстве случаев, монотонные и однотипные движения блесны лишь собирают вокруг нее интересующихся, и, как показывает практика, это зрелище интересует хищника не очень долго и в итоге, после безучастного разглядывания, рыба расходится по своим делам. Здесь необходим толчок, провокация. С появлением камер подводного наблюдения, некоторые вопросы, связанные с поведением приманки под водой и реакция на нее рыбы, стали более понятны. В сети есть много видеороликов подобного содержания (например: Братья Щербаковы - Подводное расследование: Зимние блесны и балансиры и Ловля окуня - взгляд из подо льда) и основное, на что стоит обратить внимание, это – момент атаки того же окуня. Вначале, на однотипные движения блесны окуни собираются вокруг незнакомого предмета в небольшой кружок и наблюдают. Ключевое слово здесь – «незнакомого». Если бы блесна была мальком, окунь атаковал бы ее немедленно и без проволочек. Но блесна лишь привлекает окуня, а на хватку его провоцирует пауза, остановка, смена ритма подбрасывания блесны или медленный ее подъем. С чем это связано – не понятно, но факт остается фактом – амплитуду движения и ритм необходимо менять, причем делать это в одной и той же лунке и на разных горизонтах проводки. Остановимся немного поподробнее на паузах. Пауза в игре вовсе не обозначает, что игра закончена. Для человека, привыкшего ловить на червяка, покажется глупостью остановить игру и ждать, пока рыба клюнет на неподвижный кусок металла. Это кажущееся противоречие. Блесна, зависшая на одном месте и без взмахов удильником, продолжает играть, медленно поворачиваясь вокруг своей оси. Если блесна снабжена к тому же подвесным тройником, это действие усиливается так же отдельными колебаниями тройника и всем тем, что на нем подвешено – люрексом, цветными нитками и бусинками. Для того, чтобы увидеть поклевку на этом этапе, удочку снаряжают кивком – прикосновение, особенно окуневое зачастую «в руку» не передается. Это, кстати, даже немного в большей степени относится и к балансирам, у которых на этих остаточных движениях и основано их магическое действие. Поэтому, пауза, прерывистый ритм и правильно выбранный горизонт – вот слагаемые успеха, с которыми необходимо постоянно экспериментировать. Кроме этих, основных принципов правильной игры зимней блесны есть понятие амплитуды, или частоты движения блесны вверх и вниз. В идеале, вся игра должна происходить под стук невидимого метронома и под счет. Конечно, может показаться, что отсчитывать секунды и разы больше напоминает действия бухгалтера, нежели рыболова, но это не совсем так. Довольно трудно, не посчитывая количество взмахов, одинаково качественно обловить все, с трудом насверленные лунки. Можно отвлечься, задуматься и либо сняться с перспективного места раньше, чем нужно, либо попусту потратить драгоценное светлое время суток, облавливая заведомо пустоту. К счету довольно быстро привыкаешь и через некоторое время, эти секунды и разы практически не замечаешь. Количество взмахов, которые необходимы для того, чтобы качественно обловить место, определяются опытным путем и для каждого водоема и времени суток может быть различным. Хотя, если проанализировать самые разные рыбалки, на самых разных водоемах, более 80-ти взмахов – это уже много. Активная рыба за это время себя в любом случае проявит. А в среднем, 30-40 взмахов в одном горизонте достаточно. Итак, подводя итог этому небольшому материалу, алгоритм действий при игре блесной со льда должен быть примерно таким: отпускаем блесну на дно, слегка приподнимаем, делаем 30-40 взмахов удочкой, с интервалом 3-4 секунды. Во время этих равномерных взмахов, даем блесне спокойно повисеть на каждом десятке взмахов, например, секунд по 10-15. Равномерные взмахи в конце облова горизонта полезно сменить на более медленный подъем блесны, или провести серию резких рывков, 2-3 раза, после чего опять дать паузу и так далее, с каждым новым горизонтом. Леску подматываем, например, на 50 см каждый раз, вплоть до того момента, когда блесну уже будет видно в лунке. Это, конечно, не инструкция по эксплуатации лунки с гарантированным результатом, а лишь пример, как можно ловить. Кроме этого «можно» есть несколько десятков различных комбинаций и все, в конечном итоге, зависит только от рыболова, его руки, настроения и, конечно, удачи. Как не бывает двух одинаковых автографов, так нет и аксиомы блеснения. У всех она своя, разная и неповторимая. Поэтому, сложив все эти слагаемые, скомбинировав их по-своему, вы и получаете то, за что с зимним блеснением можно потом не расставаться всю жизнь – неповторимость и постоянный креатив. Ну а если прибавить к этому многообразие конструкций зимних блесен, то, в целом, скучать, точно не придется. © Автор: Иван Ткачев специально для портала Рыбалка |
Проводка зимней блесны
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии