Такие крючки, длиной 24–28 см, с давних времен были в ходу у аборигенов северных районов тихоокеанского побережья Америки – индейцев и эскимосов.
Крючок составной. Он состоит из двух деревянных стержней, которые с одного конца соединены друг с другом под углом примерно 30 градусов. К одному из стержней примерно в средней части крепится бечевка, а к концу другого примотана металлическая или костяная игла, которая служит острием крючка.
В интернете много изображений таких крючков, но практически на всех на них крючок расположен так, что стержень с острием находится снизу, а стержень с бечевкой сверху. Это и сбивает с толку: можно подумать, что и в рабочем положении в воде крючок был подвешен на бечевке так, что стержень с острием находился снизу. Тогда и правда трудно понять, как такой крючок мог засекать рыбу и зачем вообще была придумана такая необычная конструкция. На фото 2 хорошо видно, что палтус при всем желании не смог бы засечься за острие такого крючка: верхний стержень просто не позволил бы ему втянуть крючок в пасть на достаточное расстояние.
Все загадки индейского крючка для ловли палтуса сумела разгадать американская исследовательница Хилари Стюарт, которая много лет отдала изучению культуры индейцев северо-западного побережья Америки. Ее книга так и называется: «Рыбная ловля у индейцев: ранние способы рыбалки на северо-западном побережье» (Indian Fishing: Early Methods on the Northwest Coast).
Стюарт посчастливилось застать в живых еще тех индейцев, которые не только сами своими руками изготовляли такие крючки и другие традиционные индейские снасти, но и ловили ими рыбу. Было это в 50-е годы прошлого века на Аляске и в Британской Колумбии. От них она в деталях узнала, как работал необычный палтусовый крючок.
Прежде всего, в воде такой крючок располагался не как на фото 1, а ровным счетом наоборот. К бечевке привязывалось каменное грузило, и крючок висел над дном в таком положении, что стержень с острием располагался сверху (фото 4). Крючок наживлялся или небольшой рыбкой, а еще лучше – щупальцем осьминога, как показано на рисунке из книги Стюарт (фото 5). При таком расположении крючка палтус уже вполне может втянуть наживку в пасть (фото 6).
По картинке на фото 4 можно догадаться, что индейская палтусовая снасть относилась к пассивному типу, была чем- то вроде поставушки. Действительно, она представляла собой длинную «леску» толщиной около 1,5 мм, сплетенную из специальным образом обработанных побегов морской капусты ламинарии, на одном конце которой был привязан груз и оснастка с крючком или крючками, а другой конец крепился к плавающему на поверхности буйку. Ловля велась с каноэ (у индейцев) или каяков (у эскимосов). Один ры бак выставлял до пяти таких снастей и поджидал поблизости, когда на какую- нибудь из них клюнет. Когда один из буйков начинал плясать, а то и уходить под воду, рыбак выжидал немного, пока рыба как следует засечется, после чего подплывал и начинал вываживать трофей. Когда рыбину удавалось подтащить к борту, ее глушили ударом специальной короткой дубинки и затаскивали в лодку.
Именно вываживание было самым ответственным моментом всей рыбалки. Достаточно представить себе неспокойное холодное северное море и рыбака в небольшом одноместном каноэ, чтобы оценить всю прелесть такой ловли. Но палтус для индейцев служил основой пропитания, и выбирать не приходилось. Единственное, можно было как- то застраховаться от того, что попадется слишком большая рыба – ведь тихоокеанский палтус может достигать длины больше двух метров и веса больше 100 кг. Попадись такой – и итог ловли в лучшем случае оборванная снасть.
Избежать такого финала и помогал хитроумный крючок: он фактически сортировал рыбу, отсекая чрезмерно крупные экземпляры, способные перевернуть каноэ с рыбаком. Слишком большая рыба заглатывала весь крючок целиком, но благодаря его конструкции не засекалась и просто выплевывала его обратно. Оказаться на крючке длиной порядка 25 см могли только палтусы среднего размера: весом 10–20 кг, не больше и не меньше.
Адмирал ВМФ США Альберт Паркер Ниблэк, который в 1885 году обследовал север Британской Колумбии и Аляски, в рыбалке разбирался неплохо. Позднее он писал в своем отчете: «Рыболовные крючки, которые в ходу в этих местах, очень, на первый взгляд, несуразные, но, как выяснилось, они обладают множеством преимуществ по сравнению с теми, которые используют рыболовы в Европе. Во всем, что касается искусства рыбной ловли, – добавляет адмирал, – мы мало чему можем научить этих индейцев».
Думаю, если уж говорить о том, кто кого мог научить искусству рыбной ловли, то это как раз у индейцев заезжим рыболовам стоило поучиться, а не наоборот. Есть, как мне кажется, чему у них поучиться и нам, рыболовам современным.
Алексей Цессарский http://www.rybak-rybaka.ru/articles/102/20198/
Свежие комментарии