За годы увлечения спиннингом у меня накопилось очень много приманок. Они окрашены во все цвета радуги, изготовлены из разнообразных материалов, имеют совершенно разные формы и размеры. Какие свойства определяют их уловистость? Почему одни приманки ловят рыбу часто, другие иногда, а некоторыми я не поймал ни разу?
Вроде бы понятно: некоторые приманки так похожи на малька, что никакой судак перед ними не устоит. Но ведь есть и другие, которые больше напоминают пришельцев из фантастических миров, чем живность, которую я видел в реке, а рыба их тоже иногда хватает! Некоторые приманки и внешностью, и поведением в воде напоминают раненую рыбку, но хищник их кушать отказывается. А другие, «точно такие же», вызывают яростные атаки. Бывают грубо обработанные, больше похожие на заготовку, чем на блесну, кусочки латуни или меди, которые буквально творят чудеса, а их весьма похожие копии не работают.
Блесна своими колебаниями и блеском напоминает рыбку. Но ведь черная поролонка почти не играет и уж точно не блестит, но порой ловит не хуже, а то и лучше посеребренной блесны.
Почему же на одни приманки рыба ловится хорошо, а на другие плохо? Можно ли, только повертев новую приманку в руках, сказать, будет она уловистой или нет? Вопросов много, но все они сводятся к одному: почему рыбы вообще хватают искусственные приманки.
Размышляя над причинами уловистости приманок, я начинаю понимать, что найти правильный ответ мне не позволяет какое-то предубеждение. Сила предубеждения в том, что оно действует мощно, но незаметно, как атмосферный столб, наличие которого люди упорно не замечали сотни лет, искренне полагая, что их окружает пустота. «Безмолвное царство рыб», «нем как рыба» – эти фразы знакомы с детства и воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Но ведь мы же знаем, что вода проводит звук намного лучше, чем воздух, а рыбы довольно шумные создания.
Некоторые рыбы имеют очень острое зрение, но в малопрозрачной воде острота зрения особого преимущества не дает. С какого расстояния можно увидеть рыбу, находящуюся в мутной воде? Если прозрачность один метр, то никакой самый большой хрусталик или сверхчувствительные палочки- колбочки не позволят заглянуть дальше. В мутной воде свет поглощается очень сильно, зато даже слабый звук может проходить километры. Киты «переговариваются» на расстоянии сотен, а то и тысяч километров друг от друга.
Чтобы ощутить себя рыбой, нужно представить, что живешь в мире, заполненном плотным туманом, который позволяет видеть лишь в нескольких метрах от себя, но зато тихий шепот или даже шевеление рыбьего хвоста можно услышать с расстояния в десятки метров. Вопреки стереотипам, мир рыб – это не царство тишины. Он больше похож на оживленную привокзальную площадь, переполненную звуками.
ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?
Мы привыкли называть звуком колебания воздуха, воспринимаемые органами слуха. Но даже в воздухе распространяются колебания очень низкой или высокой частоты (инфразвук, ультразвук), которые мы не слышим. Такие звуки регистрируются специальными приборами, а некоторые животные, например летучие мыши, не только слышат их, но и издают.
На самом деле звук – это упругие колебания, которые распространяются не только в воздухе, но и воде, и в твердых телах. Любое тело, движущееся в воде не очень медленно, становится источником колебаний, то есть звуков. Вода гораздо лучший проводник звука, чем воздух. Мы не слышим звуки, издаваемые рыбами, в том числе потому, что граница воды и воздуха работает как почти идеальное зеркало, отражающее звук обратно в воду.
Но как рыбы ориентируются в этом мире звуков? Как они распознают хищника или добычу? Существует такой термин – акустический портрет. Обычный портрет, например нарисованный карандашом, состоит из изображения глаз, ушей, носа и других частей лица. Размер портрета не важен, важны пропорции частей лица. Взглянув на хороший портрет, мы тут же узнаем знакомого человека.
Звуки, которые издают в том числе и рыбы, состоят из разных тонов, смешанных в определенных пропорциях. Громче или тише звук не столь важно, главное – соотношение частот. Это и есть акустический портрет. Именно по соотношению частот мы, к примеру, распознаем голос знакомого нам человека. Для подводной лодки главным источником информации являются не «глаза», а «уши», т.е. гидрофоны. Хороший гидроакустик, запомнив «голоса» кораблей, может на слух определить не только тип, но иногда даже название судна.
Рыбы производят звуки не только при движении, но и когда остаются на месте, например, прокачивая воду через жабры или манипулируя с жертвой или другой пищей. И если приманка издает звуки, похожие на те, которые возникают при различных действиях кормовой рыбы, то хищник может отправиться ее искать или совершит атаку на потенциальную добычу, даже не видя ее саму.
Какие параметры определяют звучание приманок, их акустические портреты? Прежде всего это скорость движения. Неподвижная блесна «молчит», и как бы она ни была похожа на рыбку с точки зрения человека, щука ее скушать не захочет.
Джиговики знают, что даже небольшое изменение веса грузика может увеличить количество поклевок в разы. Принято считать, что это происходит из- за изменения длительности паузы. Но ведь изменение паузы означает изменение скорости падения, а значит, и «мелодии», издаваемой приманкой. Две приманки, падающие за одинаковое время, по уловистости могут отличаться радикально. Но если приманка подобрана правильно, то изменение высоты ступеньки, например, на 20–30% на ее уловистости почти не отразится.
Звучание приманки зависит также от ее размеров, формы, шероховатости поверхности, остроты кромок, материала, из которого она сделана, а иногда даже от… цвета. Приманки из мягкого пластика окрашивают в разные цвета, а добавки той или иной краски изменяют жесткость материала. При одной и той же скорости проводки или падения приманка из более мягкого пластика будет звучать тише и «басовитее», чем более жесткая. Жесткость пластика зависит и от температуры воды, и от «возраста» пластика. Старый и новый твистеры звучат по-разному.
КОЛЕБАНИЯ… ВИДИМЫЕ ИЛИ СЛЫШИМЫЕ?
Когда мы говорим об игре приманки, то чаще всего имеем в виду то, как выглядят ее колебания. После экспериментов с разными приманками у меня сложилось стойкое мнение, что для рыбы гораздо важнее, как приманки «звучат», а не как они выглядят. Изменив скорость проводки совсем чуть-чуть, мы изменяем звучание приманки. Иногда этого достаточно, чтобы рыба «проснулась» и начала уверенно атаковать.
Приманки, которые визуально играют примерно одинаково, могут звучать несколько по- разному, и порой этого достаточно, чтобы их уловистость радикально различалась. При ловле некоторых рыб в прозрачной воде внешний вид приманки (размер, цвет, пропорции) может играть весьма важную роль. Но если к этому добавляется еще и «правильное» звучание, то приманка становится просто «убойной».
Коль скоро звучание приманки имеет такое большое значение, то проводку приманки можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Чтобы научиться играть хорошо, нужно слышать мелодию, которая при этом получается. Иногда «публика», т.е. рыба, бывает крайне не требовательной к качеству игры и бросается на любой движущийся предмет. Но все же чаще встречаются случаи, когда хищник ощущает малейшую «фальшь» и только очень точный подбор «мелодии» заставляет его атаковать.
Я ловлю инерционной катушкой, пропуская шнур через пальцы. При таком способе проводки движения руки, даже мало заметные для глаза, передаются приманке очень точно, а пальцы ощущают звуки, которые она при этом издает. Отловив несколько лет такой техникой, я стал несколько по-другому оценивать движение приманки при проводке. Пропуская гладкий шнур через пальцы, я могу ощущать не только основной тон «мелодии» приманки, но и множество оттенков. Некоторые приманки напоминают грампластинку: чтобы они привлекательно зазвучали, скорость воспроизведения нужно подбирать очень точно. Другие же продолжают издавать «правильные» колебания, даже если скорость проводки изменяется в широких пределах. Я тестирую приманку «на звук», изменяя скорость проводки, и если улавливаю в ее работе «правильную мелодию», то уже знаю, что эта приманка в моих руках будет ловить хорошо.
Но если нужной мелодии нет, это вовсе не означает, что приманка плохая. Шнур, а уж тем более монолеска очень сильно поглощают высокочастотные звуки приманки, да и пальцы их воспринимают плохо. Поэтому «звуковой портрет» приманки получается неполным. Например, рыбки, изготовленные из поролона с разным размером пор, издают разные звуки, но даже при проводке через пальцы различить их я не могу, хотя не исключаю, что это смогут сделать люди с более «музыкальными» руками. Приманки с острыми краями звучат несколько иначе, чем со сглаженными, и эту разницу иногда удается ощутить.
ПРОБА ГОЛОСА
Хищную рыбу привлекают звуки разных типов. Это могут быть и удары свинцового груза по дну, и мощные глухие толчки крупной колебалки или воблера, и звонкая пульсация вращающейся блесны, и ударные волны, издаваемые джерками, и высокочастотный «свист» поролонки, который возникает при обтекании водой ее шероховатой поверхности.
Представим себе, что покоящуюся приманку начинают разгонять. Пока приманка движется очень медленно, с ней ничего интересного не происходит: потоки воды обтекают ее плавно и гладко, как бы тонкими струйками. С увеличением скорости проводки струйки начинают искривляться, а сама приманка обретает колебательное или вращательное движение. Начиная с некоторой скорости на отдельных элементах приманки – на кромках, впадинах, на петлях крепления крючков – образуются вихри разного размера. Отрываясь от приманки и взаимодействуя между собой, вихри издают колебания воды, то есть звуки, которые смешиваются с «основным» звуком приманки. Две однотипные приманки могут иметь очень похожую игру, но при этом издавать совершенно разные звуковые колебания. При определенной скорости проводки привлекательные колебания воды может создавать даже свинцовый грузик. Подобно кораблям, каждая приманка имеет свой «звуковой портрет», который меняется при изменении скорости проводки.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Когда мы ловим нечувствительной снастью, то получаем от приманки очень мало информации. Чтобы разловить приманку, необходимо провести ее с разными скоростями, в том числе и не равномерно, а рывками разной силы и длины, опробовать на падении. Рывковая проводка интересна тем, что приманка за один цикл «пробегает» большой диапазон скоростей, и не исключено, что в какой- то момент она издаст звук, который в данный момент понравится рыбе. Такая проводка похожа на вращение грампластинки рукой с той разницей, что мелодию, издаваемую приманкой, мы не слышим. На какой скорости сработала приманка, остается только догадываться.
Проводка, выполняемая инерционной катушкой «через пальцы», позволяет ощущать не только основную игру приманки, но и ее нюансы. Почему именно инерционной катушкой, а не мультом? При подмотке инерционная катушка работает очень тихо, а любой, даже очень хороший, мульт издает шумы, на фоне которых воспринимать работу приманки сложнее.
Не ощущая игры приманки, подобрать, а уж тем более воспроизвести на следующей рыбалке нужный темп и ритм не так-то просто. А если игра приманки ощущается пальцами, то «правильная» мелодия и запоминается и воспроизводится легче.
Я придерживаюсь мнения, что особо уловистые экземпляры приманок, особенно колеблющихся блесен и воблеров, существуют. Выбрав из нескольких похожих приманок наиболее уловистую, я помечаю ее, оснащаю «особенными» крючками и помещаю в заветную коробочку. Особенность крючков заключается в том, что они достаточно прочны, чтобы вывести хорошую рыбу, но прочность шнура позволяет несколько раз разгибать их при зацепе и потом подгибать обратно. Другие приманки, «точно такие же», отправляю в запасник. Хотя вполне вероятно, что в тот момент, когда я их испытывал, либо рыба была «не в настроении», либо я почему-то правильную мелодию подобрать не смог. Ведь «нетворческое» настроение бывает не только у рыбы.
Свежие комментарии