Во все времена люди относили чёрную икру к деликатесам исключительной породы, многим так никогда и не пришлось её пробывать. Продукт действительно подкупает своим необычным цветом, а его исключительная редкость придаёт его вкусовым качествам небывалую притягательность, что естественно, находит своё отражение в цене деликатеса.
В былые советские времена путь икры на мировой, равно как и чёрный рынок начинался с труда рыболовецкого звена на нижней Волге. Работая в путину от зари и до зари, рыбаки заметывали невод с помощью мётчика и неводника, каждый замёт в лучшие времена приносил до полутонны осетровых, к числу которых относятся белуга,севрюга,стерлядь и, конечно, его величество осётр. Работёнка та ещё, сопряжена была не только с тяжёлым физическим трудом на холоде и воде, но и насквозь пропитана криминальным духом. Собственно речь не об этом.
Пойманая рыба помещалась в прорезь - специальное судно с дырявым дном и воздушными пузырями в носу и корме, которое буксировалось к плавучему приёмному пункту "Бобёр". Разумеется к сдаче добиралась не вся рыба. Некоторые особи выпарывались прямо на ходу людьми похожими когда на милиционеров, когда на представителей охраны биоресурсов.
Сами рыбаки могли себе такое позволить всё чаще с благословения звеньевого, который обычно назначался и числа "авторитетных" людей, имеющих за плечами несколько ходок. Икра готовилась прямо на борту, а деликатесное осетровое тело отправлялось за борт. Зрелище плывущей вспоротой рыбищи и гордо восседающей на ней вороны никого особенно не удивляло. Существовало неписанноё ментовское правило, что каждый рыбак мог при возвращении домой незаконно привезти не более трёх килограмм чёрного товара, что называется "на котёл".
В зависимости от крутости посола, икра бывает зернистой, паясной и полупаясной. Ту, что паясная, можно резать ломтиками, её основная прелесть заключается в длительном сроке хранения, который позволяет транспортировать партию к потенциальному рынку сбыта. Места потенциальных расположений партий в вагоне скорого поезда очень хорошо ведомы проводникам. Так икра, в основной массе нелегальная, попадала в столичные рестораны и на рынки.
Свой вклад в истребление рыбы вносили (и вносят) браконьеры, которые по сути являются местными жителями, испокон веков ведущими свой промысел. Для добычи рыбы применяются в основном сети и крючковые снасти. Покупка пяти порядков сети (порядок=300м) за 40 тыс. рублей может окупиться за один выход в море. Для дела используются быстроходные катера с высоким бортом, называемые "байда". История этого типа судна берёт своё начало с западного каспийского побережья, Калмыкии, дагестана, Азербайджана. Многих браконьеров море забрало навсегда, их улов нередко оказывается смертельным. Например при проверке крючковой снасти случайный зацеп за одежду или руку может привести к падению за борт и круизу на дно вслед за снастью.
Такое состояние дел в отрасли привело практически полному истреблению поголовья осетровых в северном Каспии.
В результате беспредельного отношения к биоресурсу, численность осетровых к настоящему моменту сократилась настолько, что бывалые браконьеры часто остаются без добычи и считают поимку рыбы везением. Сегодня в Астрахани полностью запрещён вылов и переработка рыбы ценных пород, предпринимаются усилия к её искусственному разведению.
Почти каждый приезжающий в Астрахань на рыбалку так или иначе сталкивался с предложением купить рыбу и икру со стороны местного населения. Когда это случится с вами, я прошу вспомнить, что белуга достигает половой зрелости в 7 лет, что эта рыба попалась в сети только потому, что достаточно мала и смогла пройти через другие сети, что ваши дети смогут рассматривать эту рыбу только в книжке как вымерший вид.
Я всегда снимаю чужие сети, когда обнаруживаю их, несмотря на риск быть битым. Я призываю вас бережно относится к нашим богатствам. А если вам захочется экзотики, купите её в магазине, где большая вероятность "честного" происхождения продукта. Я против свободной продажи сетей!
Кобцев Андрей
Свежие комментарии