В ГОСДУМЕ СНОВА ВЗЯЛИСЬ ЗА ЗАКОНОПРОЕКТ О ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РЫБАЛКЕ
На заседании комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 14 ноября рассматривался вопрос о дальнейшей судьбе многострадального законопроекта о любительском рыболовстве.
Депутаты обсудили многочисленные поправки к тому варианту законопроекта, который около года назад был предложен Росрыболовством, и в целом оценили их положительно.
Законопроект, точнее его обновленный вариант, депутатам представил первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов. Он акцентировал внимание на тех компромиссах, которые, по его мнению, удалось достичь по наиболее дискуссионным вопросам. Во-первых, как отметил Манылов, в рамках имеющейся концепции законопроекта можно трансформировать так называемые рыболовные участки в рыбоводные, для чего теперь есть возможность использовать положения уже принятого закона «Об аквакультуре». По существу, речь в данном случае идет о небольших непроточных водоемах. Что касается уже существующих рыбопромысловых участков, то, по словам Игоря Манылова, позиция Минсельхоза состоит в том, чтобы реорганизовать такие РПУ в объекты туристического бизнеса. Другими словами, владелец РПУ будет иметь все возможности оказывать платные услуги тем, кто в них нуждается, но утратит право продавать путевки на рыбную ловлю на своем участке
Замминистра отметил также, что одной из сложных проблем законопроекта является вопрос о так называемых ценных видах водных биоресурсов, любительский вылов которых допустим исключительно по именным разрешениям. В законопроекте предусмотрено создание единого перечня ценных видов, но механизм его формирования и принципы функционирования еще предстоит разработать.
Ряд депутатов высказался в том смысле, что представленный законопроект расширяет полномочия общественных организаций и возможности арендаторов участков и, как выразился депутат от Сахалинской области Георгий Карлов, позволит повысить ответственность каждого россиянина за сохранение национальных рыбных ресурсов. «Используя опыт прошлых лет, – сказал Георгий Карлов, – Министерство сельского хозяйства планирует расширить полномочия общественных организаций и органов местного самоуправления в регулировании любительской рыбалки». Сделать это можно по аналогии с тем, как функционировали рыболовные общества в советское время, когда общественные организации активно участвовали в поддержании экологии водоемов и в распределении путевок, средства от которых направлялись непосредственно на развитие рыболовных баз и общественных рыболовных союзов. Однако каким именно образом советский опыт может быть встроен в концепцию нынешнего законопроекта, депутат не пояснил.
Важно подчеркнуть, что члены комитета высказались в пользу того, что уже ко второму чтению в законопроекте должен быть прописан запрет на создание платных участков на проточных водоемах и в местах традиционного рыболовства.
Комитет принял решение предложить Госдуме принять законопроект в первом чтении уже в первой декаде декабря.
ЧЕБОКСАРЫ: «РУСГИДРО» НЕ СДАЕТСЯ
ПРОЕКТ ПОДНЯТИЯ УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА НАКОНЕЦ ПОЛУЧИЛ ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ, НО «РУСГИДРО»ОНА НЕ УСТРАИВАЕТ
Еще в конце сентября состоялось заседание экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, на котором были представлены результаты рассмотрения документации проекта поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Вердикт комиссии был однозначным и отрицательным. Вслед за общественной экспертизой в октябре состоялась и государственная экологическая экспертиза проекта, которая полностью подтвердила выводы общественной. В ответ компания «РусГидро»потребовала рассмотреть проект «в особом порядке» или даже изменить законодательство.
Эксперты комиссии общественной экспертизы отметили, что предлагаемая реализация проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м вызывает общественное неприятие и высокую социальную напряженность в Республике Марий Эл и Нижегородской области и не пользуется поддержкой жителей Чувашской Республики.
Кроме того, члены комиссии пришли к выводу о несоответствии проекта ряду положений федерального и регионального законодательства, что делает невозможным в дальнейшем проведение государственной экспертизы проектной документации, так как отсутствуют: решение о строительстве объекта; решение об источнике финансирования строительства; часть правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых располагаются объекты строительства; часть правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства; часть технических условий.
«Подъем уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м, – говорится в решении комиссии, – окажет значительное негативное воздействие и приведет к значительному разрушению системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В представленных на экспертизу материалах проекта ущерб ООПТ оценивается неадекватно и неполно».
Отмечается также существенное снижение проточности водохранилища и усиление застойных явлений как в нем самом, так и по всему бассейну Средней Волги. В районе Нижегородского промышленного узла скорость течения снизится до 0,3 м/сек и даже ниже. В результате сточные воды, сброшенные в водоем, могут оказаться в районе питьевых водозаборов.
Подъем воды у плотины Чебоксарской ГЭС достигнет 15 метров, у Нижнего Новгорода вода поднимется на 4 метра, у плотины Нижегородской ГЭС – на 0,7 м. Подпор воды распространится по Оке на 83 км, Суре – на 90 км, Ветлуге – на 123 км. Усилятся процессы заиления, снизится скорость течения уже и этих рек.
Общее заключение комиссии: «Проект „Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге“ в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров, не может быть реализован».
В начале октября состоялось рабочее заседание экспертной комиссии уже Государственной экологической экспертизы проекта Чебоксарской ГЭС. Все присутствующие на заседании эксперты подписали отрицательное заключение на проект по достройке Чебоксарской ГЭС. «Представленные материалы, – сказано в решении комиссии, – не соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды».
Между тем компания «РусГидро», которой принадлежит Чебоксарская ГЭС, обратилась в Министерство экономического развития РФ с просьбой рассмотреть возможность прохождения государственной экспертизы проекта завершения строительства Чебоксарской ГЭС «в особом порядке». Энергетики делают ставку на формальную сторону дела. Существующий порядок проведения государственной экспертизы проектов подразумевает, что представляющая документацию на экспертизу организация является собственником земельных участков и осуществляет финансирование работ. В данном случае ни первое, ни второе условие не выполняется. В компании сложившуюся ситуацию называют правовой коллизией и считают, что она служит достаточным основанием для прохождения госэкспертизы в особом порядке. В противном случае, считают в компании, необходим пересмотр действующего законодательства и отмена распоряжения Председателя Правительства РФ от 21 апреля 2010 года о начале работ по подъему водохранилища.
Позиция минэкономразвития в отношении предложений «РусГидро» остается неизвестной.
Согласно нормам законодательства, следующим этапом после государственной экологической экспертизы должна стать государственная строительная экспертиза, после чего проект поступает на рассмотрение в правительство страны.
Свежие комментарии