Рыбалка

18 876 подписчиков

Свежие комментарии

  • Мария
    Прошу всех любителей рыбалки убирать за собой мусор. И не ставить по 10 удочек на место, куда привозится песок для де...2035. Озеро в пос...
  • Игорь Малихов
    Статья ни о чём .... Как ловить догадайся сам ....За кефалью в Абхазию

1630. Зимние катушки

Зимние катушки

Выбор катушек для зимнего блеснения в наших магазинах более чем скромный. И это удивительно. Конечно, можно использовать небольшие безынерционки или мульты, предназначенные для ловли в отвес, но в мо­роз с ними намучаешься: лесоукладыватель быстро забивается льдом, да и удочку на лед уже просто так не кинешь – всегда есть шанс сломать сравни­тельно хрупкую катушку.

Поэтому надежная и удобная инерционка для зимы просто необходима. Отрадно, что такие модели стали появляться, о двух из них я и расскажу.

НЕЛЬМА-Z

     Цена около 1700 рублей.       Это «младшая сестра» знаменитой «Нельмы», которая, по мнению многих опытных рыболовов, является лучшей от­ечественной инерционной катушкой для ловли спиннингом и впроводку. Многие мои знакомые, поначалу скептически от­носившиеся к «Нельме», после более де­тального ознакомления становились ее поклонниками.

Зимний вариант «Нельмы» впервые был представлен на одной из московских выставок несколько лет назад. Не могу сказать, что ее ждал такой же успех, как и большую «Нельму», но в целом и у «зет­ки» нашлось немало поклонников. Де­ло здесь, скорее всего, в том, что рыбо­ловы привыкли обходиться более деше­выми пластмассовыми катушками или использовать удильники финского типа (с интегрированной катушкой), так что довольно дорогая «Нельма-Z» им просто оказалась не нужна. Наслушавшись мно­гочисленных отзывов об этой модели, я решил наконец-то попробовать ее в деле. Начал еще осенью, с ловли с лодки в отвес на балансиры, и продолжил уже зимой на судаково-окуневых рыбалках.

Катушка сразу же впечатлила каче­ством изготовления. Что там говорить – ее просто приятно держать в руках. Пла­стиковых деталей здесь практически нет (разве что ручки), все остальные элемен­ты сделаны из металла, покрытого ма­товой черной краской, придающей ка­тушке строгий и элегантный вид. Такой вариант исполнения, к слову, не един­ственный. Существует «люксовая» вер­сия «Нельмы-Z» с золотистыми деталя­ми, делающими катушку более стильной, но в то же время не чересчур броской и вычурной. Все сбалансированно, все ор­ганично, за что можно сказать отдельное спасибо дизайнерам.

Размер катушки, на мой взгляд, опти­мальный для подледной ловли. Внешний диаметр 79 мм, диаметр барабана 53 мм, вес 137 грамм.

Отдельного упоминания заслужи­вает тормоз катушки. Здесь установле­на привычная для большинства рыболо­вов трещотка, работающая по стандарт­ной схеме: в одну сторону катушка не крутится совсем, в другую же вращается с усилием и хорошо слышимыми щелчка­ми. Естественно, при необходимости тор­моз можно отключить. Очень удобен ры­чаг, отключающий стопор. Он вынесен за пределы корпуса и во время ловли на­ходится как раз под пальцами, держащи­ми удильник. Если потянуть рычаг вверх (к удильнику) до щелчка, стопор выклю­чится совсем и катушка будет вращаться свободно. Если же лишь слегка прижать его пальцем, то после снятия нагрузки стопор снова включится. Это очень удоб­но: опустил приманку в лунку, слегка прижал рычаг, дождался, когда приман­ка опустится на дно, отпустил рычаг – и все, можно ловить, не требуется никаких дополнительных манипуляций со стопо­ром. То же самое и при вываживании ры­бы с помощью катушки: слегка поджал рычаг – и начинаешь подматывать леску.

     «Нельма-Z» подойдет в первую оче­редь для достаточно мощных щучьих и судачьих снастей. Именно здесь ее на­дежность окажется наиболее востребо­ванной. Как установить катушку – рыча­гом вперед или назад, – зависит от лич­ных предпочтений. На катушку легко влезает сотня метров лески диаметром 0,25 мм, и еще остается запас, так что при необходимости можно пользоваться и бо­лее толстыми мононитями.

     Ход у катушки очень мягкий и лег­кий – она начинает вращаться под ве­сом даже самых маленьких окуневых приманок, чем могут похвастаться да­леко не все зимние катушки. Это может быть полезно, например, при ловле форе­ли на некрупные блесенки или нимфы на легких джиг-головках. За все время экс­плуатации мне не удалось обнаружить у «Нельмы-Z» явных недостатков. Разве что на совсем уж легкие удильники для «спортивного» окуня ее ставить не стоит. В остальном же «Нельма-Z» полностью оправдала ожидания, и ее можно смело рекомендовать всем любителям ловли в отвес как со льда, так и по открытой воде. Производитель к тому же предлагает ис­пользовать ее и для ловли впроводку, но здесь я, пожалуй, не соглашусь – большая «Нельма» будет все же поудобнее.

 

STINGER ARCTIC CHAR

          Цена около 250 рублей.      Эта модель попала ко мне на послед­ней московской рыболовной выставке. Я просто не смог отказать себе в удоволь­ствии попробовать на практике эту но­винку питерской компании «ЭкоФиш». Тем более, это не просто еще одна инер­ционная катушка небольшого размера. Производитель позиционирует ее как ед­ва ли не единственную модель с регули­руемым дисковым фрикционным тор­мозом. Похоже, это действительно так – большинство производителей предпо­читает нерегулируемый тормоз-трещот­ку, и моделей, у которых усилие тормоза можно настроить, мне до этого встречать не доводилось.

     Выглядит катушка очень аккуратно, но в то же время производит впечатле­ние какой-то «игрушечности», особенно в сравнении с той же «Нельмой-Z». Впро­чем, это и понятно: у Arctic Char все дета­ли изготовлены из пластика (немецкого морозостойкого поликарбоната, как утверждает производитель).

     Внешний диаметр катушки 60 мм, диаметр барабана 37 мм, вес 48 грамм. Небольшие габариты и вес делают эту модель хорошим выбором для любителей ловли некрупной рыбы. Много толстой лески на катушку не влезет, да это в дан­ном случае и не нужно.

     Теперь по поводу главной «фишки» данной модели – фрикционного тормоза. Справедливости ради надо сказать, что здесь стоит не фрикцион в традицион­ном его понимании, а трещотка с регули­руемой нагрузкой. Вращая специальную звездочку на оси катушки, можно настро­ить нагрузку, под которой будет сраба­тывать трещотка. Диапазон регулировок достаточно широк: при полностью осла­бленном тормозе шпуля вращается легко (хотя трещотка при этом работает), при полностью затянутом провернуть ее ру­кой уже очень трудно. Это решение мож­но было бы признать вполне удачным, ес­ли бы не одно большое но. Тормоз – не отключаемый! Да, трещотка будет рабо­тать всегда – и при опускании блесны в воду, и при подмотке лески. Лично меня, например, это сильно раздражает. На ры­балке хочется отдохнуть от посторонних шумов, а не слушать периодически треск катушки. Так что здесь можно говорить о серьезной недоработке. Постоянно под­кручивать звездочку фрикциона тоже не­удобно. Не будешь же при каждом опу­скании блесны в лунку ослаблять тормоз, а затем затягивать его до рабочей нагруз­ки. В идеале тормоз, уже заранее настро­енный на нужное усилие, должен вклю­чаться лишь тогда, когда приманка нахо­дится на дне и рыболов полностью готов к ловле.

     Если не брать во внимание неудач­ное решение с тормозом, в целом катуш­ка произвела приятное впечатление. Она хорошо подошла для оснащения легких окуневых удочек, рассчитанных на лов­лю с некрупными приманками. На шпу­лю легко влезли 50 метров лески диаметром 0,14 мм, и остался еще приличный запас (по данным производителя, лесоем­кость катушки – 110 м лески диаметром 0,22 мм). Пластиковый корпус катуш­ки выдержал морозы, недавно стоявшие в Подмосковье, многочисленные паде­ния на лед также не причинили катушке какого-то вреда. Будет ли данная модель пользоваться успехом у блеснильщиков – не знаю, все-таки при ловле окуня «фин­ские» удильники со встроенными катуш­ками обычно удобнее. А вот если производители доработают данную модель и трещотку можно будет отключать, Arctic Char станет для рыбаков намного ин­тереснее.

 

Автор

Алексей Ветров, спец-корр. РР   http://www.rybak-rybaka.ru/articles/96/20449/

 

Картина дня

наверх