На любом подмосковном водохранилище на многих участках ловля в период весеннего запрета полностью запрещена, но все-таки на поплавочную удочку есть где половить. Может показаться, что все интересные места и являются нерестилищами и закрыты, но это не совсем так. Есть заливы, не попадающие под запрет, и на Истринском водохранилище.
Весной распределение и миграции рыб во многом зависят от уровня воды. К сожалению, на наших водохранилищах воду по каким-то причинам нередко сбрасывают непосредственно перед нерестом, в самый неподходящий момент. Это приводит к тому, что рыба уходит с нерестилищ и разбредается, что, конечно, негативно сказывается на ее воспроизводстве. Впрочем, в любом случае небольшие заливы с впадающими ручьями, затопленные овраги, где есть участки с прибрежной травой и глубинами до двух метров, всегда перспективны для ловли бели.
Первой в заливы идет плотва, за ней подтягивается подлещик, причем совсем не обязательно на нерест, чаще просто на кормежку. Вода прогревается, появляются личинки всевозможных насекомых, и это привлекает всю рыбу. На этот процесс влияет и погода, и уровень воды, и многое другое, поэтому угадать момент, когда начнется активный клев подлещика, сложно. Нынешней весной я бы его, скорее всего, прозевал, если бы не звонок Саньки, старинного моего приятеля, который радостно сообщил, что уже вовсю ловит подлещика!
Санька рыбак серьезный, если что сказал, можно верить. Выспросил у него что, где и как. Он все подробно рассказал. Некоторая проблема была только в том, что он, как всегда, ловил на маховую удочку, а я собирался использовать штекер. Мы не раз с ним соревновались на рыбалке, какая снасть эффективнее. То он побеждал, то я, и к окончательному результату так и не пришли. Да это и не нужно: у каждого свои предпочтения.
Необходимость тащить с собой не только удилище и запасные оснастки, а еще и стульчик, откатные ролики и другие штекерные прибамбасы на многих рыболов наводят тоску, но я уже привык. Тяжеловато и громоздко, но возможности штекера все неудобства часто компенсируют. В этот раз порадовало, что в предполагаемом месте ловли не было течения, а значит, не нужно было тащить еще и грунт для прикормки.
Залив, который посоветовал мне Санька, был длинный и узкий и напоминал русло затопленной речки, только совершенно без течения. Для штекера требовалось чистое и относительно ровное пространство за спиной, иначе невозможно будет откатывать удилище. Пришлось пройтись по берегу, но удобное место нашел быстро. Ширина залива там была метров пятьдесят. Место, судя по всему, особой популярностью не пользовалось: кусты не изломаны, кострищ на берегу нет, рогатулек в воде тоже. Если кто здесь и ловит рыбу, так это спиннингисты, и то летом. Почему Санька выбрал этот заливчик, осталось для меня загадкой.
Оборудовав место ловли и собрав 11-метровый штекер, промерил глубину: 2,2 метра. Добавил колено и снова промерил – глубина увеличилась совсем немного. Было понятно, что от берега шел плавный свал. Ловить удилищем длиной 13 метров не совсем удобно, и я ограничился 11 метрами. Незначительный выигрыш по глубине ничего бы не прибавил в плане улова.
После этого занялся прикормкой, без нее, если ловишь бель, даже весной делать на водоеме нечего. В этот раз что- то запаривать и специально готовить было некогда, и я просто прихватил готовую прикормку FishBait. На день без течения вполне достаточно двух пакетов. Добавил грамм 50 оттаявшего «южака», лежащего в морозильнике еще с зимы. Штекер позволяет положить прикормку с помощью закормочной чашки очень точно, что позволяет заметно экономить на прикормке. В качестве стартового закорма отправил в точку ловли с полкило смеси шарами размером с мандарин.
Оснастка у меня была легкая: резиновый амортизатор диаметром 0,2 мм (ставить более толстый смысла не было), основная леска 0,12 мм, поводок 0,1 мм. Поплавок легкий, один грамм. Так как ловить предполагал на мотыля, то крючок стоял соответственный, № 18. Оснастка вроде бы слабая, но я не раз убеждался, что резиновый амортизатор позволяет выводить лещей по 1,5 кг; вполне возможно, она выдержала бы и более крупную рыбу, но такие лещи пока не попадались.
Первой, как обычно, подошла плотва. Это не та рыба, которую я хотел ловить, но я хорошо знал, что подлещик, если и подойдет на прикормку, то не раньше чем через час. Поэтому, чтобы удобнее было ловить плотву, отрегулировал оснастку так, чтобы крючок только касался дна, а подпасок висел выше. Когда подошел подлещик, увеличил спуск, чтобы насадка легла на грунт, поскольку лещ предпочитает собирать корм именно со дна. С появлением подлещика плотва никуда не ушла, но поднялась чуть выше, так что если крючок лежал на дне, брал подлещик, если был приподнят на 6–8 см, то плотва.
Вместе с плотвой попадалась и уклейка, довольно крупная. В другое время она была бы очень кстати, но сейчас меня интересовал прежде всего подлещик. Чтобы отделаться от уклеи, я делал из прикормки шары и давал им немного подсохнуть – тогда они опускались на дно практически «не пыля».
Ловить я начал рано утром, но активные поклевки начались только около девяти часов. Первый подлещик попался только после десяти. О том, что он подошел, свидетельствовала слизь, которая стала появляться на поводке. Если поклевки есть, а слизи нет, значит это или густера, или плотва. Но густеры здесь практически нет, ее больше привлекают участки с течением. Подлещик клевал в своей обычной манере – «на подъем». Поплавок я отрегулировал так, чтобы на поверхности торчала только антенна. Как только из воды появлялось тело поплавка, подсекал. Более крупные экземпляры часто топят поплавок. Происходит это потому, что рыба, взяв насадку со дна, движется дальше и тащит за собой оснастку – поплавок и уходит под воду.
Не секрет, что чем длиннее часть поводка, лежащая на дне, тем глубже подлещик заглатывает насадку. Иной раз без экстрактора не обойтись. Помучившись, начал укорачивать поводок. Добился того, что лишь крючок лежал на дне и поплавок сигнализировал, как только рыба брала насадку в рот. Чувствительность снасти повысилась.
Подлещик брал только на мотыля, но он обязательно должен был шевелиться на крючке, поэтому приходилось постоянно перенасаживать. В теплую погоду с хранением мотыля всегда много проблем. Приходилось держать его не в мотыльнице, а в баночке с холодной водой и регулярно менять воду.
Докармливал, ориентируясь на ритм клева. Если поклевки шли одна за другой, все нормально, когда начинались паузы, то немного подкармливал. Но здесь есть существенный момент. Поклевки могут стать редкими не потому, что рыба отошла, а потому, что подошла более крупная. Любая крупная рыба отгоняет от прикормки более мелкую. По этой причине перед докормом стоит убедиться, что рядом нет крупной рыбы, но если вытащил одного-двух крупных подлещиков, то потом обязательно нужно докормить.
Своего пика клев достиг только к трем часам и держался на этом уровне часов до пяти. Потом стал ослабевать. Может быть, из-за того, что погода изменилась – небо заволокли тучки, но я мог и перекормить рыбу – весной это возможно. Подлещик до трех часов шел мелкий, до 150 грамм, и я всего отпускал. Во-первых, такого запрещено ловить, а во-вторых, толку от него немного. А полкилошных и крупнее отправил в садок – самый подходящий вариант для жарки. Приличный подлещик брал только тогда, когда точка была раскормлена и на дне в этом месте копошилась мелкая рыба.
За весь день я не поймал ни одного нормального леща, а вот рыбак, сидевший неподалеку, вытащил одного под килограмм. Но он, несмотря на запрет, ловил на донку с кормушкой. Забрасывал на самую середину залива, где было явно глубже, метра четыре. Весь его улов – всего десяток подлещиков, в среднем таких же, как и у меня. Стоило ли ради этого нарушать запрет? Для меня это неприемлемо.
Суммарный мой улов, считая отпущенную рыбу, превосходил его раза в три. Да и рыбалка у меня, как мне кажется, была много интереснее.
Свежие комментарии